Структурированное экспрессивное письмо с опорой на позитивные эмоции

Photo by Nathan Dumlao on Unsplash

Меган Хэйес и Кэйт Хефферон опубликовали в 2015 году статью о своем небольшом качественном исследовании. Они хотели посмотреть, как участники субъективно проживают опыт структурированного направленного экспрессивного письма с опорой на позитивные эмоции, какие темы для них в этом выделяются. Участниками исследования были 10 человек, регулярно ведущих дневник в довольно типичном неструктурированном режиме. В исследовании участникам было предложено в течение 10 дней каждый день выбирать из 10 карточек с позитивными эмоциями (выбранными на основе представлений, принятых в позитивной психологии) одну, какую в этот момент больше хочется выбрать, и писать в течение получаса по инструкции на карточке. Эмоции на карточках были следующие: (1) гордость, (2) радость, (3) веселье, (4) умиротворение, (5) благодарность; (6) надежда; (7) изумление; (8) вдохновение, (9) интерес, (10) любовь. А вот какая была инструкция для письма:

  1. Выбирайте по одной карточке в день.
  2. Сфокусируйтесь на том, как вы переживаете/ ощущаете эту эмоцию.
  3. Запишите свои идеи, убеждения и т.п., всплывающие в связи с этой эмоцией.
  4. Опишите эмоцию подробно, детально.
  5. Можно писать о прошлом, настоящем и/ или будущем.
  6. Попробуйте взглянуть на негативные события или мысли сквозь призму этой эмоции.

После окончания эксперимента исследовательницы провели интервью с участниками, попросив их сравнить опыт письма по данной инструкции с привычным способом ведения дневника, и выделили основные темы (эти темы присутствовали у 7-8 из 10 участников). Они обнаружили, что при описании типичного режима ведения дневника выделяются три темы: (1) облегчение от того, что удалось “слить чувства”; (2) возвращение из “ямы” на “плато”, с ощущением возвращения к привычному устойчивому состоянию (не обязательно оптимальному); (3) обращение к дневнику как ответ на неприятные переживания. При этом, когда речь шла о структурированном письме с опорой на позитивные эмоции, участники выделяли следующие темы: (1) ощущение направленности (в противовес хаотичному блужданию); (2) ощущение нового взгляда на привычные обстоятельства (смены точки зрения), и в связи с этим — нового понимания, инсайта; (3) ощущение субъектности, активной позиции во взаимодействии с опытом, в частности — способности справляться. Несколько участников говорили, что структурированное письмо с опорой на позитивные эмоции помогло им задуматься о способах преодоления сложных ситуаций, увидеть возможные выходы и построить план. 

Некоторым участникам было очень сложно писать по инструкции с использованием позитивных эмоций. Это вызывало у них сопротивление. При этом в их интервью выделялась тема сосредоточенности на себе, они не упоминали отношения и других людей. В то время как люди, которым оказалось легче писать с опорой на позитивные эмоции, говорили, что этот опыт письма помог им по-новому взглянуть на отношения и взаимодействие с другими людьми, после письма получалось “взаимодействовать с людьми из какой-то хорошей позиции”. 

Конечно, невозможно делать какие-то обобщения на основе выборки в 10 человек, но, тем не менее, мне кажется, что эта статья добавляет кое-что к пониманию возможностей применения экспрессивного письма. В частности, структурированное направленное письмо с опорой на представления позитивной психологии может оказаться тем вмешательством, которое выводит из стагнации и может запустить “восходящую спираль” улучшений. 

Я думаю, что это интересный эксперимент, который можно, соблюдая технику безопасности, при желании повторить на себе и посмотреть, что будет. Но если окажется, что вы из тех, у кого попытка написать что-то по инструкции с опорой на позитивные эмоции вызывает сильное сопротивление, не нужно насиловать себя, но важно отметить, что сейчас “голос депрессии” особенно сильно влияет на вас, и не стоит заниматься письменными практиками самостоятельно.

Еще я думаю, что могло бы быть интересно, создавая инструкции для структурированного письма на основе представлений позитивной психологии, использовать не только позитивные эмоции, но и т.наз. сильные стороны личности (заменив в инструкции слово “эмоция” на “сильная сторона”). 

Структурированное экспрессивное письмо с опорой на позитивные эмоции