Опыт использования экспрессивного письма воспитательницами детского сада

Photo by CHUTTERSNAP on Unsplash

Читаю про экспрессивное письмо, прочитала интересную главу из сборника 2019 г., посвященного вопросам подготовки учителей. Клоди Таль из Израиля предложила двум воспитательницам детского сада, также исполняющим роль заведующих, использовать письмо “по Пеннебейкеру” в ситуациях, когда кто-то из детей плохо себя ведет, не слушается, мешает другим и обижает их. Дальше был проведен анализ серий текстов (тридцать пять текстов первой воспитательницы, которая работает в бедуинской деревне, где у жителей низкий уровень доходов, и двадцать пять текстов второй воспитательницы, которая работает в одном из центральных городов страны, и в ее детский садик ходят дети из религиозных семей). Инструкция для письма была такая:

“В ближайшие 4-5 дней, пожалуйста, напишите о стрессовом, сложном или травмирующем событии, участницей которого вы были, — событии, связанном с тем, что ребенок в вашем детском саду плохо себя ведет. Пожалуйста, выразите свои глубочайшие чувства и мысли по поводу этого события. Это могут быть любые чувства. Вы можете исследовать связь этого события с вашими отношениями с людьми; с вашим прошлым, настоящим и будущим, с тем, каким человеком вы были раньше, каким человеком вы хотите стать или являетесь сейчас. Вы можете во время каждой сессии письма писать об одном и том же событии, или о разных”. 

В первой записи каждой серии воспитательницы чаще всего писали о гневе, возмущении, раздражении, недоумении и страхе. Во второй сессии им удавалось отследить, обозначить словами и исследовать ощущение беспомощности, вызванное описываемыми событиями, и чувство одиночества. Дальше происходил очень интересный разворот. Продолжая писать о сложной ситуации, определив и исследовав ощущения беспомощности и одиночества, воспитательницы переносили фокус внимания на то, что находится для них за пределами беспомощности и одиночества. Написав о беспомощности, они осознавали, что она захватывает их жизнь не полностью, и есть какие-то территории идентичности, где беспомощности нет. Они задерживались в моменте, где нет беспомощности, и исследовали, что же там есть. Обнаруживалось, что там есть чувство долга и приверженность добровольно взятым на себя обязательствам создавать поддерживающее безопасное развивающее пространство для детей, их родителей и сотрудников детского сада (а не только “поддерживать порядок”). Задерживаясь в моменте, где нет одиночества, они обнаруживали потребность в поддержке, способность быть в отношениях с людьми и множество потенциальных источников поддержки. Выйдя за пределы беспомощности и одиночества, в следующих записях они все четче формулировали для себя приверженность тому, чтобы действовать в соответствии со своими ценностями и учитывать потребности всех участников ситуации. Они отказывались ожидать “спасения извне”, перекладывать ответственность за изменение ситуации на приходящих “внешних специалистов”, и формулировали программу повышения собственных профессиональных компетенций, а также развития поддерживающей среды в детских садах.   

Это исследование интересно тем, что участницы использовали экспрессивное письмо не в “лабораторных условиях”, а в своих привычных рабочих условиях, и включили его в свой арсенал инструментов, помогающих решать проблемы и выстраивать программу развития — как собственного личностного и профессионального развития, так и развития организации. 

Tal, C., Kabia,A., Cohen, M. and Hillel Lavian, R. (2019). The Use of Repeated Narrative Writing by Teachers to Cope with Emotionally Loaded Incidents in the Classroom. In P. McDemott(Ed.). Teacher training: Perspectives, implementation and challenges.(pp. 271-304). New York: Nova Science. 

Опыт использования экспрессивного письма воспитательницами детского сада