Ведут ли студенты дневники? И почему?

Photo by Green Chameleon on Unsplash

На эти вопросы решила ответить в своем дипломном исследовании Грейс Энн Уилбэнкс (Wilbanks, 2018). Она попросила других студентов-дипломников в своем колледже заполнить несколько опросников, и вот что у нее получилось:

Из 250 человек, согласившихся ответить на ее вопросы, 54.2% сообщили, что занимаются личными письменными практиками в том или ином виде, а 45.8% сказали, что не занимаются. Молодые женщины пишут гораздо чаще, чем молодые мужчины (среди тех, кто пишет, было 20.1% мужчин и 79.1% женщин). Распределение по расовой принадлежности среди пишущих не отличается от генеральной совокупности. 

Помимо письменных практик, студенты сообщили, что для снижения стресса используют следующие способы:

  • поговорить с другом/ подругой (67.5%)
  • поговорить с родственником (55.3%) 
  • смотреть сериалы, читать или играть на компьютере/телефоне (54.4%) 
  • слушать музыку/ играть на музыкальном инструменте (53.6%)
  • употреблять алкоголь или другие вещества (22.4%)
  • рисовать (11.8%) 
  • другое (10.1%)

Из тех, кто пишет: 

  • 12.31% пишут ежедневно, 23.08% — два-три раза в неделю, 18.46% — два-три раза в месяц, 8.46% — раз в месяц и 37.69% — несколько раз в год, нерегулярно. 
  • 53.6% когда-либо рассказывали другим, что ведут дневник или используют иные письменные практики, а 46.4% не рассказывали. 
  • 83.1% знают кого-то еще, кто использует письменные практики. Причем чаще всего это друг/подруга (85.8%), и гораздо реже — кто-то из родственников (12.3%) или кто-то другой (1.9%).
  • большинство пишет ручкой на бумаге (61.1%), далее в порядке убывания частоты идут “в ноутбуке” (20.6%), “в телефоне” (14.9%) и “другое” (3.4%). 
  • чуть меньше половины начали писать после какого-то специфического жизненного события (43.8%), в то время как остальные не могут выделить какое-то конкретное событие, после которого они начали писать. 
  • после письма большинство (66%) испытывает более интенсивные чувства, причем чаще всего позитивные (86.9% из ответивших, что испытывают более интенсивные чувства).
  • большинство никогда не делится написанным с другими людьми (63.8%). Из тех, кто делится написанным, большинство делают это не анонимно. В целом большинство, поделившись написанным, чувствует себя хорошо. 
  • примерно половина убеждены, что никто не читает их личные записи без их разрешения. 
  • 10,4% никогда не перечитывают написанное, остальные хотя бы иногда перечитывают. Те, кто перечитывает, делают это в первую очередь потому, что при этом они свидетельствуют собственному росту и развитию (79.7%) и это обеспечивает им материал для рефлексии (77.0%). Некоторые, перечитывая, делают для себя выводы о том, какие изменения нужно совершить в жизни (37.2%), а некоторые перечитывают для того, чтобы понять, есть ли в ведении дневника какая-то польза (10.6%). При этом 42.0%, перечитывая, ведут рефлексивные записи о замеченных изменениях, а остальные не ведут. 
  • пишут в первую очередь для того, чтобы испытать ощущение облегчения (76.0%), обрести ясность (74.4%), испытывать больше позитивных чувств (56.0%), испытывать меньше стресса (56.0%), в целом чувствовать себя лучше (51.2%), чувствовать себя комфортнее (48.8%), лучше спать (23.2%) 

Из тех, кто не пишет, 60.0% не пишут потому, что не могут найти на это время, 42.7% — потому, что находят другие способы снижения стресса более эффективными, 36.4% — потому что считают это занятие бесполезным, 30.0% — потому что не видят в этом смысла, 15.5% — потому что не имеют пространства для уединения и не могут гарантировать, что написанное ими не прочитают без их разрешения. 

Уилбэнкс на своей выборке не увидела отличий в выраженности симптомов стресса, тревоги и депрессии у тех, кто пишет, и тех, кто не пишет. Но выводы о причинно-следственных связях из этого сделать невозможно. 

Интересно, что Уилбэнкс не спросила своих испытуемых о том, используют ли они письменные практики для рефлексии по поводу написания дипломной работы (и вообще, о чем они в основном пишут, не спросила, а было бы интересно). Мне сейчас очень интересна тема использования дневника как пути к профессиональному мастерству, поэтому я обратила на это внимание. 

Уилбэнкс отмечает, что жизнь дипломника отличается от жизни первокурсника (а жизнь студента — от жизни аспиранта и соискателя, добавим), и подчеркивает, что ее данные имеют отношение к одному конкретному выпускному курсу одного конкретного учебного заведения, так что было бы интересно, если бы было проведено больше исследований на разных выборках студентов. Но в целом она делает выводы, что ведение дневника/ использование письменных практик гораздо более распространено среди студентов, чем можно предположить на первый взгляд, и что если создать для студентов специальное время и безопасное пространство для письма, возможно, многие им воспользуются и смогут извлечь из этого занятия больше пользы. Добавлю, что, возможно, небольшой курс об использовании письменных практик на первом курсе вуза был бы полезен для адаптации студентов к новым условиям и новому жизненному этапу (особенно если начало учебы в университете связано с переездом и первым опытом жизни в общежитии). 

Диплом Грейс Энн Уилбэнкс можно почитать здесь: https://egrove.olemiss.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1350&context=hon_thesis

Ведут ли студенты дневники? И почему?