Перечитывание старых записей: вопросы Тристины Райнер

11671948216_15191510c4_z
Готовлюсь к недельному «писательскому ретриту», перебираю и упаковываю старые дневники, которые поедут туда со мной.
Параллельно думаю о том, что можно делать со старыми дневниками. Я уже кое-что писала об этом раньше в этом блоге:

 

А сейчас я напишу, что предлагает в контексте перечитывания дневника Тристина Райнер.

«Дневники раскрывают людей такими, какие они позади своей маски, без личностного макияжа или тщательно подобранных социальных одежд. Все люди, если они пишут честно, в своих дневниках уязвимы, несовершенны, иногда нескладны, инфантильны и подловаты. Поэтому, когда вы перечитываете дневник, вам необходимо занять позицию доброго друга, терапевта или психолога-консультанта. Вы должны предложить человеку, которым вы выглядите в дневнике, симпатию, терпение, понимание, но не жалость и никаких резких суждений. Вам необходимо читать дневник, высматривая и учитывая вашу расширяющуюся осознанность и рост, вы должны быть готовы давать себе совет, предлагать направление и искреннюю поддержку. Вы не тот человек, каким вы были раньше, вы – тот человек, которым вы являетесь сейчас, человек, который способен воспринять и понять ситуацию с более объективной точки зрения. » (Rainer, The New Diary (1978), c. 266)

«Самая большая польза от перечитывания дневника получается, когда вы можете проследить записи хронологически до настоящего момента и потом как бы втечь в будущее с ясностью прошлого в качестве вашего проводника. Это позволяет сравнить один период с другим и посмотреть на собственные переходы, изменения и рост.» (Ibid, c.268)

Райнер предлагает три категории вопросов для перечитывания дневника: вопросы о словах, вопросы о содержании и вопросы о паттернах.

1)
- употребляете ли вы в своих записях какие-то ярлыки в отношении людей;
- какие местоимения чаще всего встречаются в ваших записях (на эту тему Пеннебейкер написал увлекательнейшую книгу «Тайная жизнь местоимений», о которой я напишу позже);
- есть ли какие-то «описки» и ошибки «по Фрейду»;
- насколько часто употребляются «абсолютизирующие» выражения («всегда», «никогда», «совершенно») и негативно-оценочные прилагательные («ужасный», «идиотский» и т.п.);
- ругаетесь ли вы на себя в дневнике, обвиняете ли себя;
- задаете ли себе вопросы, чтобы «пожить с ними», не стремясь получить быстрые простые ответы;

 

2)
- о чем вы больше пишете — о мыслях, о чувствах, о делах, о других людях;
- о чем чаще пишете — о прошлом, о настоящем или о будущем;
- есть ли какие-то темы, которые в жизни присутствуют, а в дневнике не отражаются;
- есть ли темы, о которых вы не пишете честно, а только обиняками, даже если знаете, что никто, кроме вас, не прочтет;
- пишете ли вы о снах, и если да, то устанавливаете ли связи между сновидениями и другими областями жизни;
- чем записи в этом блокноте отличаются от записей в других блокнотах;
- что вы выносите из перечитывания этого блокнота, как это отразится на том, как и о чем вы пишете в вашем нынешнем дневнике;

 

3)

- есть ли у вас ощущение, что вы топчетесь на одной и той же проблеме, то есть, демонстрирует ли вам дневник какие-то повторяющиеся эмоциональные реакции, которые бы вы хотели изменить;
- замечаете ли вы какие-то разрушительные привычки мышления;
- существует ли разрыв между тем, что вы пишете в дневнике о каком-то человеке (в частности, обращаясь к нему письменно), и тем, как вы общаетесь с этим человеком в реальном взаимодействии; как бы вы хотели обойтись с этим разрывом;
- если в дневнике проявляются вина и самообвинение, с какими конкретными жизненными контекстами они связаны;
- возможно ли отследить связь между физическим состоянием (жалобами на плохое самочувствие) и эмоциональными состояниями и процессами;
- есть ли в вашем дневнике крен в сторону негативных переживаний (уделяете ли вы внимание хорошим моментам);
- какие собственные умения и «личную силу» вы замечаете, перечитывая дневник; какие умения вы хотели бы развить;
- что вы узнали о себе из перечитывания, что вас вдохновляет и поддерживает. (Ibid, c. 271-273)

 

image by Marcus Peaston on Flickr

https://creativecommons.org/licenses/by-nc-nd/2.0/

Перечитывание старых записей: вопросы Тристины Райнер