Письменные практики: «литературные», «процессуальные» и «терапевтические»

Какие бывают письменные практики в помощь себе и другим?
Фиона Сэмпсон и Селия Хант в сборнике Self on the Page выделяют три основных вида письменных практик: «литературные», «процессуальные» и «терапевтические».

«Литературные» письменные практики ориентированы на результат. Мы выражаем и осмысляем свой опыт в виде рассказа, повести, романа, стихотворения, эссе, статьи и т.д. и т.п., приводим его в публикуемый вид – и публикуем. Эти произведения могут как отражать опыт близко к его фактологии, так и содержать изрядную долю творческого вымысла. Как при помощи этого можно помочь себе и другим? Во-первых, создание любого творческого продукта укрепляет чувство самоценности личности, веру в себя, в свою способность занимать активную позицию и менять окружающий мир. Во-вторых, результат «литературных» практик, став доступным другим людям и вызвав у них сопереживание и отклик, может оказаться для них той самой «точкой опоры», которая поможет им сделать шаг по направлению к предпочитаемой жизни.

В этом направлении письменных практик очень много внимания уделяется качеству текста, его редактированию, «оттачиванию» и «шлифовке». Как правило, ведущие групп, посвященных «литературным» письменным практикам – признанные писатели, поэты, журналисты, авторы популярных произведений.

«Процессуальные» письменные практики, как понятно из названия, ориентированы на процесс. Качество результата здесь не имеет значения. Задача – отправить в отпуск Внутреннего Критика и использовать различные приемы и техники для письменного самоисследования, выражения и осмысления переживаний, формирования рефлексивной позиции. При этом люди осваивают письменное слово в качестве инструмента, который они смогут использовать самостоятельно по мере необходимости. Как правило, ведущие программ, посвященных «процессуальным» письменным практикам – психологи, педагоги или социальные работники (в зарубежном понимании социальной работы).

«Терапевтические» письменные практики немного выбиваются из этой классификации. Они могут быть ориентированы как на результат, так и на процесс. Сэмпсон и Хант выделяют их в отдельную категорию, потому что это приемы и техники работы с письменным словом, используемые в контексте психотерапии. Эти письменные практики дополняют терапевтические отношения и очное взаимодействие с терапевтом, позволяют интенсивнее «проработать» ту или иную тему. В редких случаях психотерапевтическое взаимодействие целиком строится на письменных практиках.

Письменные практики: «литературные», «процессуальные» и «терапевтические»