Письменные практики в «интересные времена», часть 2

image by Miss Barabanov on Flickr

В первой части (http://www.pismennyepraktiki.ru/v-interesnye-vremena-1/) речь шла о методике Пеннебейкера. В этой я расскажу, собственно, о лиминальности и о письменных практиках, полезных на этой фазе значительных перемен.

.

ТРИ ФАЗЫ ПЕРИОДА БОЛЬШИХ ПЕРЕМЕН

Антропологи Арнольд ван Геннеп и Виктор Тёрнер (каждый в свое время) сформулировали, что в любых значительных жизненных переменах, затрагивающих ответ на вопросы “кто я? как мне жить? что важно?”, можно выделить три фазы: (1) фазу завершений, или, иначе, фазу сепарации, (2) лиминальную фазу, или фазу “между мирами”, (3) фазу реинкорпорации, или фазу “новых начал”. 

Они рассматривали эти фазы на примере запланированных изменений, таких, как инициация — посвящение во взрослость в традиционных обществах. Там каждая фаза сопровождается определенными ритуалами (и все знают, что тебя ждет на каждой из них). На фазе сепарации подросток расстается со всем, что обозначало его принадлежность к миру детей, в том числе с детским именем и статусом “старшего среди детей”. На лиминальной фазе этот человек без имени и статуса в обществе оказывается вброшен в мир испытаний, где непонятно, чего ждать, и главное — выжить, справиться с противниками и выполнить поставленные задачи. На фазе реинкорпорации подросток получает новое имя и вступает в мир взрослых с новым статусом (младшего, новичка). Ему помогают осмыслить полученный в испытаниях опыт и встроить его в новую систему убеждений и ценностей, в которую его посвящают, рассказывая мифы и легенды племени. 

Те же фазы можно выделить в ситуации внезапного длительного кризиса. Только они идут не последовательно, а “внахлест”. Человеку приходится одновременно решать задачи завершения — расставания с привычным образом жизни, подведения итогов, сохранения и защиты того, что важно взять с собой в “вынужденное путешествие”; задачи лиминальной фазы — это выживание, поддержание устойчивости, поиск опор и решений,  переосмысление, забота о других, которые с тобой “в одной связке”. Также человек делает подходы к решению задач фазы “новых начал” — пока примеривая в воображении новые варианты поведения и новые возможные жизненные траектории. 

.

ЛИМИНАЛЬНОСТЬ И ТРИ ТИПА ИСТОРИЙ

Лиминальность — это когда “прошлое уничтожено, а будущее темно”. И когда “старые карты стали непригодными, а новых пока нет”. Ситуация после взрыва или землетрясения, когда в воздухе висит пыль, и за ней еще не видно, что разрушилось, а что осталось целым. Ненадежность и неопределенность, стремительно меняющиеся обстоятельства. Хаос. Дезориентация. 

Доктор Артур Франк, рассказывая о том, как люди осмысляют появившуюся в их жизни серьезную болезнь, говорит о том, что существуют три типа историй, которые люди рассказывают себе в этой ситуации. Первый тип — это так называемый нарратив хаоса, который, собственно, и не история вовсе, потому что это комок рваных резких впечатлений, не имеющий связности и развития. 

Второй тип — это “нарратив восстановления”; в контексте болезни он о том, что медицина победит болезнь и вернет все назад “так, как было”. Это попытка силой наложить на хаос привычную структуру прежней нормальности. Но во многих случаях жизни с тяжелой и/или хронической болезнью, “нарратив восстановления” заходит в тупик, т.к. реальность отличается от ожиданий, и это ставит под угрозу в общем, всё, на чем основывается наше психологическое благополучие. 

И тогда спасительным оказывается третий тип историй — “нарратив искателя” (или “поиска сокровища”). В этом случае человек принимает роль странствующего героя, как в сказке или мифе. Он может для начала заимствовать способы поведения и преодоления сложных ситуаций у известных культурных героев. (“Что, неопределенное время просидеть дома? А Нельсон Мандела вот 27 лет в тюрьме просидел…”) А потом приходится все же создавать что-то свое. Он как будто бы движется по новой, незнакомой стране, соотнося то, что видит, с обрывками карт, пытаясь освоить новый язык и новые законы (иногда — новые законы природы). Получается, что каждый раз, действуя, он тестирует свою модель окружающей его реальности, получает обратную связь в виде результатов действия и уточняет свою модель. Жизнь в лиминальности — череда внимательных экспериментов. 

В ситуации лиминальности (например, сейчас) можно ожидать, что эти три типа историй будут сосуществовать в нашем сознании. История как повествование, в котором события объединены темой и сюжетом, необходима нам для осмысления текущего опыта. 

.

ПИСЬМЕННЫЕ ПРАКТИКИ В ПЕРИОД ЛИМИНАЛЬНОСТИ

(здесь есть практики, предложенные Леей Франсиско, фасилитатором терапевтического письма из США, и мои практики)

Относящиеся к фазе завершений (“Какой период моей жизни закончился сейчас и как я к этому отношусь?”):

Если у вас нет сил и/или времени писать долго, можно носить с собой в кармане маленький блокнотик и туда записывать буквально по одному-два слова, приходящих вам в голову при размышлениях о завершениях. (Или делать это в заметках в телефоне.) Обведите кружочком или выделите жирным шрифтом те слова, в которых для вас сейчас больше всего энергии.

Если у вас совсем мало времени, пишите о завершениях 3-5 минут (максимум- 10) в течение 5 дней подряд. Потом перечитайте, подведите для себя итог, выделите возникшее новое понимание и вопросы себе, которые вы сформулировали.

Если вы регулярно пишете в дневник, включите в свои записи следующие затравки:

Что я хочу почтить в этой фазе завершения, чему я хочу выразить благодарность и уважение?

Что я сейчас отпускаю, оставляю в прошлом?

Что я хочу взять с собой в новую главу жизни?

В чем для меня плюсы того, что предыдущая фаза жизни завершается?

.

О чем из того, что перестало быть возможным, вы жалеете больше всего? Напишите об этом подробнее. 

Напишите неотправляемое письмо себе в прошлое. За что вы можете поблагодарить себя-прошлого, какие умения, навыки и опыт, накопленные вами в прошлом, поддерживают вас сейчас?

.

Относящиеся к фазе “между мирами”:

Пишите “вечерний самоотчет”. Чем был наполнен ваш день? Что вас радовало? Что волновало? Что вызывало сложности? Как вы справлялись? Эти записи вы сейчас пишете не только для себя-нынешнего, но и для себя-будущего. Это очень ценный опыт, он пригодится вам в будущие периоды испытаний. 

Напишите список действий и обязанностей, которые сейчас лишают вас энергии. Какие из них вы могли бы сократить, «поставить на паузу» или перепоручить?

Ведите список того, в чем вы находите для себя поддержку и опору.

Если вас посещает тревога, связанная с осознанием собственной смертности, напишите о том, какое наследие вы бы хотели оставить после себя — для близких, для мира в целом. Когда уходит человек, это все равно, что сгорает библиотека — может исчезнуть множество важных и драгоценных историй и воспоминаний, которые вы храните. Какие истории и воспоминания важно было бы сохранить, поделиться ими?

В фазе “между мирами” людям часто снится много ярких снов, и если их записывать, можно отследить, какие процессы происходят под поверхностью обыденного сознания и войти в контакт со своим творческим потенциалом. Записав несколько снов, можно посмотреть, есть ли в них повторяющиеся образы или мотивы.

Вам могут приходить достаточно “безумные” и бессвязные творческие идеи по поводу дальнейшей жизни. “Когда вот это кончится, можно было бы…” Записывайте их, не оценивая и не критикуя. 

Сформулируйте свои цели на этот переходный период. Какие микропривычки могут помочь вам продвинуться к достижению этих целей? Какие условия нужно создать в имеющихся обстоятельствах, чтобы получилось?

.

СОЗДАВАТЬ СВОЮ НОВУЮ ХОРОШУЮ ИСТОРИЮ

Фаза “между мирами” — очень хорошее время для осмысления своих жизненных сюжетов. Тристина Райнер, ученица Анаис Нин и автор книг “Новый дневник” и “Новая автобиография”, предлагает подробную драматическую структуру сюжета истории. Она говорит, что любая история, достойная рассказывания, начинается с “перипетии” (термин из “Поэтики” Аристотеля), т.е. события, обрушивающего привычный уклад жизни. И тогда у нас появляется мотивированный главный герой; его задача — либо вернуть утраченное сокровище, либо найти какое-то новое средство, артефакт или способ жить, который поможет жизни продолжиться. Герой в начале истории не знает точно, к чему он стремится и что ему необходимо. Поэтому происходит серия “уточняющих инцидентов”, событий, позволяющих герою лучше понять, в чем его цели, какие у него есть ценные особенности и умения, кто в его команде поддержки, что для него важно, какие ценности он защищает. Ко всем элементам сюжета истории можно задавать вопросы, и это хорошая письменная практика во время лиминальной фазы. 

Более подробно про драматическую структуру сюжета истории можно посмотреть здесь

http://www.pismennyepraktiki.ru/dramaticheskaya-struktura-sjuzheta-istorii/ ,

а еще подробнее — послушать в лекции (платно, со скидкой)

https://good-skills.ru/shop/video/teoreticheskaja-chast-horoshi-vopros/ .

Очень подходит для фазы “между мирами” метод интенсивного дневника Айры Прогоффа. Он активно применялся на биржах труда, в больницах и тюрьмах. 

Некоторое количество бесплатных материалов по методу Прогоффа здесь:

маленькое ознакомительное видео

https://www.facebook.com/writing.selfhelp/videos/1138850359529277/

“Внутреннее путешествие с дневником Прогоффа в поисках волшебства”

https://interesno.co/myself/c9267bd6aac7

Ведение “структурированного дневника” по методу Айры Прогоффа

http://psyjournals.ru/mpj/2009/n1/Kutuzova_full.shtml

Описание периода настоящего и вехи жизни 

https://interesno.co/mag/10d2f6619a31

19 списков в «интенсивном дневнике» Айры Прогоффа

http://www.pismennyepraktiki.ru/spiski-v-intensivnom-dnevnike-progoffa/

Дневник наблюдений за внутренней погодой: 

http://www.pismennyepraktiki.ru/inner-weather-journaling/

Бусины: найти волшебный оберег в собственных воспоминаниях 

http://www.pismennyepraktiki.ru/businy/

А также есть четыре видеолекции по методу Прогоффа (платно, со скидкой) 

https://good-skills.ru/shop/courses/znakomstvo-s-metodom-ajry-progoffa-chetyre-videolekcii/

В последней части этого цикла статей я напишу про то, чем и как могут быть полезны письменные практики, когда уровень неопределенности в жизни зашкаливает настолько, что не позволяет ставить конкретные цели и структурировать свою жизнь движением к целям. Что остается нам в таком случае?.. 

Ценности. 

Письменные практики в «интересные времена», часть 2