Учебный дневник помогающего практика: обзор статьи Марка Смита

1377133796_b0333bf9ee_b

В Энциклопедии Неформального Образования (infed.org) первый вариант статьи о ведении дневника для педагогов и помогающих практиков появился еще в 1999 году.
http://infed.org/mobi/writing-and-keeping-journals-a-guide-for-educators-and-social-practitioners/

Как дневник может помочь тем, кто готовится помогать другим людям учиться или решать разные жизненные проблемы, или уже работает в этой сфере? Те, кто пишет уже давно, могут привести массу резонов, почему это полезно. А у тех, кто не пишет, тоже есть свои причины. (Например: «Я — не пишущий человек». «Мне некогда». «Меня заставляли вести дневник во время учебы или практики, смысла в этом было мало, а обязаловки — чересчур. К тому же, за дневник ставили оценку».)

В чем же специфика дневника, который может быть полезен или даже необходим педагогам и иным помогающим практикам?

Специфика учебного дневника

Во-первых, это не только запечатление важных событий дня, но и рефлексия.

Дневник помогает отслеживать изменения, связанные с учебой и освоением новых способов мышления и действия, на протяжении большого отрезка времени. Это помогает выделить закономерности, лучше понять свой собственный стиль учения и очертить границы своих «слепых пятен». Такого рода дневники — часть многих интроспективных духовных традиций. Во второй половине двадцатого века были созданы несколько течений дневниковой терапии. Педагоги стали уделять все больше внимания рефлексивной практике и связи личного и профессионального.

Дневник помогает сохранить воспоминание или переживание, чтобы можно было вернуться к нему впоследствии. Записывая, мы поневоле задумываемся о связи отдельного эпизода или чувства с другими им подобными (или, напротив, отличающимися), исследуем эту связь, создаем историю, обладающую темой и сюжетом, и через это постигаем смысл текущих событий в более широком контексте.

Записав нечто, мы можем отделить это от себя, посмотреть на эти слова, как на объект, и сформулировать свое отношение к ним — выработать позицию. Это приводит к более осознанному принятию решений, к созданию собственной жизненной философии и этики, т.е. к внутренней цельности.

Чтобы сделать запись в дневнике, нам необходимо взять паузу в суете повседневной жизни и ее требований, и эта пауза сама по себе оказывается целительной для нас. В дополнение к этому, записи могут быть полезны для составления профессиональных отчетов, для распределения времени и иных ресурсов в соответствии с приоритетами и для целеполагания.

Алгоритм для начинающих

Автор статьи, Марк Смит, предлагает следующий алгоритм для тех, кто только начинает вести учебный дневник (не единственно возможный и правильный алгоритм, конечно же):

1. Описание ситуации, встречи, переживания — с упоминанием чувств в момент происходящего.
2. Дополнительный материал — информация, которая попадает в фокус нашего внимания после события.
3. Рефлексия — возвращение к переживанию, его осмысление и оценка.
4. Задачи на будущее — процесс рефлексии может привести к необходимости вернуться к ситуации, или изучить какой-то вопрос подробнее, или совершить какие-то конкретные действия.

Можно вести один дневник «для всего», включая туда конспекты прочитанного и размышления (и кодировать разные фрагменты цветом, например), а можно вести несколько дневников. Считается, что в качестве «первичного и основного» сборного пункта для различного опыта лучше один дневник, а уже потом можно расписывать кристаллизовавшийся опыт по разным блокнотам, блогам и т.п.

Вопросы себе по итогам дня

Опираясь на работу Рона Клага, Марк Смит предлагает набор вопросов для ведения «вечернего дневника» — отчета о прожитом дне:

  • Возвращаясь мысленно к прожитому дню, на что я обращаю внимание больше всего? Каковы были наиболее важные события?
  • Что сделало этот день уникальным, отличным от всех иных?
  • Были ли у меня какие-то особенно осмысленные разговоры?
  • Читал ли я что-то? Как я отнесся к прочитанному, что извлек из него?
  • Какое у меня было настроение в течение дня? Какие были эмоциональные «взлеты» и «падения»? С чем они были связаны? Понимаю ли я, что они значат для меня в контексте моей духовной практики и развития?
  • Беспокоился ли я о чем-то сегодня?
  • Что больше всего радовало меня сегодня? Что мне удалось совершить сегодня?
  • Было ли что-то, что мне не удалось? Чему я могу из этого научиться?
  • Чему я научился сегодня? В какие моменты я чувствовал себя наиболее живым?

(я бы еще добавила вопрос:

  • От чего я сегодня уклонялся, отлынивал, что откладывал, чего избегал?  —- ДК)

Сбор «дневникового урожая»: перечитывание

Чтобы ведение учебного дневника — или дневника личного и профессионального роста — приносило максимум пользы, его нужно перечитывать. Тогда могут выделиться какие-то общие темы, паттерны, мы можем разглядеть нечто, что только начинает закладываться в настоящем, но в будущем может выйти на первый план и стать очень значимым для нас.

Для начала при перечитывании можно задавать себе следующие вопросы:

  • Есть ли какие-то ситуации, переживания или осознавания, которые более ярко и рельефно выступают для нас? Что именно в них привлекает наше внимание?
  • Продолжает ли то, что мы написали в дневниках, быть верным для нас? Были ли мы полностью честными с собой, когда писали? Согласны ли мы сейчас с теми интерпретациями, которые сделали тогда? С нынешней точки зрения, что для нас в написанном сомнительно и неочевидно, какие вопросы у нас возникают?
  • Чего в тех записях не хватает? Что мы не записывали, хотя сейчас можем вспомнить?
  • Можем ли мы увидеть какую-то связь между нашими собственными записями и тем, что мы знаем об опыте других помогающих практиков? Можем ли мы увидеть какую-то связь с теориями и концепциями, которые мы изучаем?

Ведение дневника помогает не только стать знатоком опыта, научиться различать в нем важные аспекты, называть и описывать их. Оно также учит нас занимать критическую позицию по отношению к самим себе, что приводит к развитию (а отсутствие такой критической позиции приводит к стагнации).

Соответственно, два главных вопроса, которые мы можем задать к своим записям, это

(1) помогли ли они нам вырасти, стать лучше в качестве знатоков опыта и критиков?
(2) повлияли ли они на качество и/или направление нашей работы? Стали ли мы в результате лучше помогать тем, с кем мы работаем, учиться или решать жизненные проблемы?

Источник: Smith, Mark (1999, 2006, 2013), ‘Keeping a learning journal. A guide for educators and social practitioners’, the encyclopaedia of informal education. [http://infed.org/mobi/writing-and-keeping-journals-a-guide-for-educators-and-social-practitioners/. Retrieved: 08/05/2015]

 image by dwinton on Flickr,

https://creativecommons.org/licenses/by-nc/2.0/

Учебный дневник помогающего практика: обзор статьи Марка Смита