Свободно-интуитивное письмо и письмо, свободное от грамматических ограничений

Иногда под «свободным письмом» понимается не только и не столько brain-dumping. Тристина Райнер, описывая четыре вида письма в соответствии с (экзо)психическими функциями по Юнгу, говорит о «свободно-интуитивном» письме, противопоставляя его письму дескриптивному (в фокусе – функция ощущения), катартическому (в фокусе – чувство) и рефлексивному (в фокусе – мышление). Подобное противопоставление в определенном смысле отрицает «свободность» письма (ведь приходится отслеживать, чтобы другие виды письма не вмешивались в «свободно-интуитивное»), но при этом приводит к лучшей дифференциации выражения различных психических функций. Освоив такое письмо, можно намеренно развивать более слабую, «теневую» функцию, и тем самым, меняя часть, менять целое.

Дина Метцгер, предлагая своим читателям и ученикам «свободное письмо», подразумевает, что оно должно быть свободно и от грамматических/синтаксических ограничений, так и от привычных форм осмысленности. То есть, мы начинаем писать со случайного слова, и сознание у нас уже должно быть свободно от клише и привычных способов складывать слова в предложения. После первого случайного слова мы прислушиваемся, как охотник, выслеживающий добычу, и быстро записываем следующее слово или звукосочетание, как только оно появилось – не оценивая, не думая: «глупость какая!» или «а что это вообще значит?» Такого рода «свободное» письмо не бывает длительным потому, что с непривычки очень утомляет и «сносит крышу». Зато и шаблоны мышления и восприятия разрывает достаточно надолго. Если хотите такое попробовать, ограничьте себя маленьким листочком (формата А6 или чуть меньше), или 3-5 минутами не чаще одного раза в день.

Свободно-интуитивное письмо и письмо, свободное от грамматических ограничений