С чего начать заниматься письменными практиками? Описание периода настоящего

Многие люди, столкнувшись с разнообразием письменных практик, теряются и не знают, с чего начать. Со свободного письма? Со списков? С неотправляемых писем? С незаконченных предложений? Как лучше?

Существует несколько разных подходов к тому, с чего лучше начинать, но в основе их всех лежат два основных вопроса:

1) «В том ли я состоянии, чтобы пробовать заниматься письменными практиками самостоятельно, или мне лучше сочетать самостоятельную письменную работу с консультациями у психолога или психотерапевта?»

Для того, чтобы это определить для себя хотя бы примерно, можно попробовать написать 2-3 зарисовки в формате «дескриптивного письма о хорошем«. Если данная методика у вас не идет, вместо хорошего все время всплывает самообвинение, воспоминания о травмирующих событиях, или «последовательности поражения» («ну да, сначала все было хорошо, но потом, конечно, испортилось») — это достаточно явный признак того, что работа со специалистом на данном этапе вашей жизни может быть эффективнее самостоятельного письменного самоисследования.

Можно еще перечитать про технику безопасности при занятиях письменными практиками.

2) «Сколько у меня реально есть времени для занятий письменными практиками?»

Если времени у вас немного, лучше начать с упражнений, требующих для выполнения 5 минут.

А теперь я расскажу об одном из вариантов, с чего можно начинать — по содержанию. Этот вариант предлагает Айра Прогофф, и, в модифицированной версии — Тристина Райнер.

Описание периода настоящего

Когда мы занимаемся письменными практиками, мы обращается и к прошлому, и к настоящему, и к будущему. Но самый главный период для нас — это период настоящего. Не в смысле «настоящего мгновения», «здесь-и-сейчас», а в смысле того периода, который начался и продолжается, и его содержания актуальны для нас.

У всех людей длительность этого периода настоящего разная. У кого-то он начался несколько недель тому назад, у кого-то — несколько месяцев, у кого-то — несколько лет. Он начался с какого-то события, изменившего жизненные условия, — например, вы переехали, или вышли замуж, или развелись, или у вас родился ребенок, и т.п. и т.д. Или, может быть, период настоящего начался не с такого драматического изменения внешних обстоятельств, а с чего-то менее заметного, накапливавшегося постепенно. Может быть, у вас постепенно изменились интересы и увлечения. Или ваше тело постепенно пришло в ту форму, которую вы считаете идеальной, и это открыло вам новые возможности. Может быть, вам стали сниться какие-то сны, которые не снились раньше.

Начните с того, чтобы описать — кратко, тезисно, не «растекашеся мысию по древу» — из чего состоит ваша жизнь сейчас.
Что в ней есть? Какие отношения? Какие мысли? Какое самочувствие? Какие проекты? Какие развлечения? Какие проблемы и тревоги? Какие привычки? И т.п. и т.д. Писать кратко важно для того, чтобы быстро создать некий общий обзор вашей жизни, увидеть ее в целостности, и создать «момент движения» — чтобы захотелось дальше о чем-то писать подробнее.

Важно бывает, составив такой перечень содержаний настоящего момента, закончить два незаконченных предложения:

«Сейчас в моей жизни — время…» (например, «затишья»; «собирать камни»; «вырваться за пределы привычного», «смутное время, когда прежнее уже не удовлетворяет, а куда дальше, неясно» и т.д.)

«Моя жизнь сейчас похожа на…» («фруктовый кефир», «американские горки», «дерево, которое приняло оттепель за весну и зацвело слишком рано», «робота-трансформера» и т.п.)

Написав, из чего состоит ваша жизнь и закончив эти два предложения, вы можете написать рефлексивный отклик: каково вам было писать об этом, куда это вас привело, о чем напомнило, о чем заставило задуматься.

А дальше вы почувствуете, что именно стоит поисследовать подробнее.

Посмотрите, возможно, кое-что из уже опубликованного поможет вам сориентироваться:

Что важно знать, прежде чем начинать заниматься письменными практиками

Незаконченные предложения

Неотправляемые письма

Списки из 100

Виды свободного письма: brain-dumping

С чего начать заниматься письменными практиками? Описание периода настоящего