Продолжаю учиться

Сейчас у меня идет учебная сессия в Therapeutic Writing Institute  — единственном пока международном очно-заочном учебном заведении, дающем систематическую подготовку по терапии письменным словом. Руководит этим институтом Кэтлин (Кэй) Адамс, упоминания о которой уже неоднократно встречались читателям этого блога. Учащиеся могут выбирать интересующие их курсы и двигаться в своем темпе — либо ради процесса продолжения образования, профессионального совершенствования, либо ради официальной сертификации (или и того, и другого). В США, где находится институт, с сертификацией все очень серьезно.

Это не первый мой освоения письменных практик в группе, под руководством преподавателя (а не только самостоятельно по книгам), но первый — в рамках онлайн-обучения. Приятно работать систематически. Сейчас с малышом у меня не получается читать «просто так», а курсы дисциплинируют: хочешь — не хочешь, а «деньги уплочены», так что надо организоваться, прочесть три главы в неделю (и написать четыре эссе). Мне понравился подход преподавателя одного из курсов: помимо рефлексивного отклика на прочитанное, нужно также выписать минимум три цитаты с указанием страниц. Потом из того, что навыписывала вся группа, делается еженедельный дайджест.

Сейчас я параллельно учусь на двух курсах, и это дает любопытный стереоскопический эффект:
материал-то в целом один и тот же (актуальный личный опыт, личная и семейная история), а подходы разные. Иногда получается так, что в одну неделю по каждому из курсов задания обращены к одной и той же области опыта (например, в одном курсе речь идет о «вехах» развития, а в другом — о «поворотных точках»; вроде одно и то же, но оказывается, что не совсем, и результат выполнения заданий разный). Я занимаю позицию исследователя подходов, чтобы такие ситуации не вызывали у меня путаницу.

Интересно еще то, что с материалом одного из курсов я работала самостоятельно три с половиной года назад, а с материалом другого — два с половиной года назад. С тех пор жизнь моя существенно изменилась, появился новый опыт, в свете которого прежний переосмыслился. Занятно будет сравнить потом записи разных лет (сейчас пока не сравниваю, чтобы не помешать новому оформиться и проявиться).

Самое увлекательное в разнице подходов для меня сейчас, что один — очень «рационально-эмотивный», ориентированный на нормы развития, на представления о «функциональной» и «дисфункциональной» семье, на различные психологические «мерные линейки», против которых мне часто (и сейчас тоже) хочется бунтовать; а второй — очень медитативный, интуитивный, это «глубинная гуманистическая психология», он весь про индивидуальные траектории развития и одновременно про «внутреннюю правду» и «общечеловеческую мудрость».

Продолжаю учиться