Письменные практики при депрессии — обзор, часть 4

18410265869_96410a8c15_z(1)
продолжение обзора книги Элизабет Мэйнард Шейфер Writing Through the Darkness: Easing Your Depression with Paper and Penпервая часть обзора — здесь, вторая — тут, третья — тут

Группа по использованию письменных практик для людей, имеющих опыт депрессии

Такая группа может считаться разновидностью группы взаимопомощи. Это не «писательская группа», где участники дают конструктивную критику текстов друг друга, и не «групповая терапия». Основное, чего достигают люди, живущие с депрессией, когда занимаются письменными практиками в группе — опыт признания авторства и опыт можествования (достижения). Также формируется сообщество поддержки, улучшается понимание того, что представляет собой депрессия, ее уловок и способов влияния на жизнь человека; люди получают опыт безусловного принятия и сочувствия.

Опытным путем Элизабет Мейнард Шейфер установила, что наибольшим терапевтическим эффектом обладает следующая структура групповой встречи:

 

1. Упражнение-»разогрев»: помогает переключиться на письменную практику и сосредоточиться. Занимает 10 минут. Затравка — одно слово, какой-то конкретный образ (фиолетовый цвет, океан, ваша спальня в детстве и т.п.)

2. Упражнение на самоисследование. Затравка более серьезная, приглашающая обратиться к прошлому опыту, возможно, болезненному. Иногда затравки в этом упражнении приглашают рассмотреть сам опыт депрессии. Примеры затравок: «Какие у вас были отношения с родителями?» «Как вы чувствовали себя, когда у вас диагностировали депрессию?» «С какими симптомами депрессии вам пришлось иметь дело сегодня?» «Как с детства до настоящего времени менялись ваши духовные и/или религиозные убеждения?» На это упражнение — двадцать минут. Важно иметь «запасную затравку», если та, которую вы предлагаете, оказывается для кого-то из участников группы «чересчур».

3. Упражнение на рефлексию. Помогает вернуться из состояния, в которое погружает упражнение на самоисследование. Ориентировано на большую четкость, позитивные эмоции, возвращение к настоящему моменту. От 10 до 20 минут, в зависимости от наличия времени. Затравки могут быть, например, такими: «Опишите старшего товарища, который научил вас многим хорошим вещам или отношению к миру; чему именно он(а) вас научил(а)?» «Расскажите о загадочном случае, происшедшем с вами». «Опишите безопасное место». «Чему научилось человечество за последние несколько десятков лет?»

(Элизабет Мейнард Шейфер пишет, что при индивидуальных занятиях письменными практиками нет необходимости следовать этой структуре. Достаточно осознавать, что «затравки» бывают разной направленности, и прислушиваться к себе, выбирая, какого типа затравка лучше всего подойдет вашему актуальному состоянию. Важно бросать себе вызов и подходить к границе собственной зоны комфорта (или выступать за ее пределы, но не слишком далеко). Главное — не «утонуть» в негативных переживаниях, поэтому важна техника безопасности. Если что-то у вас «не идет» — не расстраивайтесь, попробуйте что-то другое.)

 

 

Как создать группу

Если хочется попасть в группу взаимопомощи, использующую письменные практики, но найти такую группу не удается, можно ее создать самостоятельно. Элизабет Мейнард Шейфер описывает, чем при этом следует руководствоваться: нужны четкие правила, фасилитатор, обладающий определенными знаниями и умениями, и участники.

Правила

Конфиденциальность: ничто из обсуждаемого на группе не выносится за ее пределы (пространственно-временные) без информированного согласия.

Уважение: не перебивать, не критиковать, не давать советов. Если участник специально просит совета, выносить этот формат общения за пределы группы.

Эмоциональная безопасность: можно не читать написанное вслух. Не критиковать текст, давать конкретную позитивную обратную связь. Если во время чтения участник плачет, ему дают минутку, чтобы собраться, или он может попросить кого-то дочитать за него.

Физическая безопасность и благополучие: если содержание того, что написал участник, указывает на потенциальный риск его или ее физической безопасности и благополучию, фасилитатор рекомендует участнику задержаться ненадолго после группы и поговорить. Если у участника очень бурные чувства и он не может оставаться на группе, фасилитатор выводит его за дверь и там с ним разговаривает. Спрашивает, уверен ли участник в том, что не причинит себе вреда; в любом случае рекомендует обратиться к психотерапевту или психиатру (но не берет на себя его обязанности). Если участник не уверен в том, что не причинит себе вреда, нужно гарантировать, чтобы он сразу поехал в приемный покой (за 10 лет групп у Элизабет Мейнард Шейфер не было таких случаев). Когда человек записывается на группу, он должен предоставить имя и телефон своего психотерапевта или психиатра, чтобы фасилитатор группы мог связаться с этим специалистом в случае необходимости — в экстренной ситуации (участник должен также подписать заявление, что дает фасилитатору группы право связываться с его психотерапевтом или психиатром в экстренной ситуации).

 

Фасилитатор

Фасилитатор подобной группы должен обладать следующими знаниями, умениями и опытом:
- знаниями о расстройствах эмоциональной сферы, в том числе о признаках острого состояния и/или того, что человек может быть опасен для себя и окружающих;
- знаниями о письменных практиках;
- опытом проведения групп;
- внимательностью и умением реагировать на текущую ситуацию, чтобы адекватно применять знания и опыт, перечисленные выше.

Фасилитатором может быть человек с личным опытом депрессии — или психолог (или социальный работник). В группах взаимопомощи важно, что фасилитатор тоже пишет в ответ на затравки, он не «вне» и не «выше». Если фасилитатор — человек с личным опытом депрессии, он может иногда тоже делиться написанным с другими участниками.

Фасилитатор группы должен хорошо понимать, какое влияние может оказать та или иная затравка на участников. Если затравка может вызвать бурные чувства, важно иметь запасную, более «легкую».

Формулировки затравок должны быть не в «дефицитарном» ключе. То есть не «каких возможностей вас лишила депрессия?», а «чему вы научились, столкнувшись с депрессией?» или «какое действие вы бы хотели предпринять, чтобы освободить свою жизнь из-под власти депрессии?» Время от времени фасилитатор просит участников предложить их собственные затравки, и при необходимости потом переформулирует их, делая менее ретравматизирующими.

 

Организационные моменты

В группе у Элизабет Мейнард Шейфер  от 4 до 14 человек единовременно. Она начала с того, что развешивала объявления в психиатрической клинике, с годами стало работать «сарафанное радио», о ее работе стали писать в тематических вестниках, а также многие психотерапевты и психиатры стали рекомендовать ее группу своим клиентам/пациентам. Можно в обычной группе взаимопомощи выделить один день в месяц под письменные практики. Можно организовать онлайн-группу по письменным практикам для людей, имеющих опыт депрессии.

Группа Элизабет Мейнард Шейфер — открытая, и это значит, что ей то и дело приходится повторять основные правила и корректировать поведение новых участников. Иногда ей приходится это делать довольно твердо и довольно громко. Если на группе присутствует человек в гипоманиакальной фазе, ему приходится делать замечания, чтобы он прекратил разговоры не по сути; если во время письма он дергается и ерзает так, что это мешает окружающим, фасилитатор вежливо выводит его за дверь и объясняет, в чем дело. Если участник не может контролировать свое поведение, ему предлагают уйти с группы и вернуться через неделю. Людям в острой или подострой фазе обычно бывает на группе некомфортно, они на нее не ходят или, если приходят, не задерживаются долго.

Такая группа — не обучающая, а поддерживающая — должна быть бесплатной для участников; фасилитатор работает на общественных началах или при финансовой поддержке организации, предоставляющей условия. Важно встречаться не у кого-то дома, а на нейтральной территории. Можно собирать минимальные пожертвования (добровольные) на оплату аренды. Если фасилитатор сам борется с депрессией, еженедельные встречи и сопутствующая ответственность могут иметь для него серьезный терапевтический эффект.

 

Дарья Кутузова, 16.07.2015

 

image by Writers Centre Norwich,https://www.flickr.com/photos/writerscentrenorwich/18410265869/ https://creativecommons.org/licenses/by/2.0/

Письменные практики при депрессии — обзор, часть 4