Дневник личного и профессионального роста

Image by owly9 on Flickr

 

Эту методику я нашла году в 2003-2004 на сайте университета Массей в Новой Зеландии, дисциплина «психология сообществ».

Будущим психологам сообществ предлагалось завести блокнот или тетрадку и на внутренней стороне обложки записать себе четыре вопроса:

1. Что я сделал хорошо?
2. Что это говорит о том, что для меня важно? Какие у меня есть умения?
3. Что бы я в следующий раз стал делать по-другому?
4. Чему мне для этого необходимо научиться?

Эти наводящие вопросы помогают занять активную позицию в учении — в любом контексте.

Оценки за этот дневник студентам не ставились, естественно, но примерно раз в три месяца студенты должны были представить своему супервизору рефлексивное эссе на 2-3 страницы, в котором им предлагалось ответить на следующие вопросы:

1. Какие темы повторяются?
2. Чего не хватает из того, что должно бы быть?
3. Какие изменения произошли в записях?
4. Что стало более важным?
5. Что стало менее важным?
6. Как изменилось с тех пор ваше восприятие и понимание ситуаций?
7. Как изменилось ваше представление о том, что значит «быть профессионалом»?
8. В чем вы стали более уверены?
9. С какими ситуациями вы стали справляться лучше?

Обсуждение этого эссе с супервизором, насколько я понимаю, и являлось «зачетом».

Это хорошая методика, с которой можно начать знакомство с письменными практиками, чтобы понять, «ваше» это или «не ваше». Можно попробовать ее в «кратком» варианте, поставив таймер на 5-10 минут и отвечая на каждый из 4 основных вопросов не особенно развернуто. Если у вас есть больше времени, можно уделить работе с этой методикой 15-20 минут за один присест. После работы, как всегда, имеет смысл «сделать внутри себя шаг назад» и записать рефлексивный отклик.

Дневник личного и профессионального роста