Пантум

Одна из достаточно распространенных в англоязычной среде письменных дневниковых практик — это вписывание опыта в ту или иную четкую стихотворную форму. Это может быть хокку, сонет, рубайи, газель или вилланель. Вчера я узнала о том, как в рамках подобных дневниковых практик используется пантум (индонезийская/малайская форма поэтической импровизации). В рамках дневниковых практик мы можем сочинять пантум-верлибр, не ориентируясь на требования рифмы (а иногда и ритма). У нас будет восемь оригинальных строк, которые повторяются определенным образом, создавая четыре четверостишия (см. пример ниже; строки в данном упражнении всегда должны повторяться именно в этом порядке).

Кэйт Томпсон, описавшая использование пантума как дневниковой практики, предлагает брать недавнее яркое событие (или давнее, кому как проще) и описывать его восемью короткими фразами или словосочетаниями. Эти фразы — маркеры впечатлений, они могут быть про что-то «внешнее» или «внутреннее»; главное — чтобы вы по этим маркерам могли распознать чувство и настрой воспоминания. Вовсе не обязательно ваш пантум «доводить до совершенства», он не столько для публикации, сколько для вас самих. Самое интересное в пантуме — как смысл и настрой отдельных образов меняется, будучи помещен в разные места в структуре целого.

Попробуйте, может быть, вам понравится и окажется в чем-то полезным.

Пример (справа — номера оригинальных «строк»):

Каштаны на старой площади 1
Жонглеры на узких улицах 2
Драгоценные редкие встречи 3
Улыбки и разговоры 4

Жонглеры на узких улицах 2
Как факел внутри — внимание 5
Улыбки и разговоры 4
Шоколад из Байонны за завтраком 6

Как факел внутри – внимание 5
Надтреснутый звук, дисгармония 7
Шоколад из Байонны за завтраком 6
сквозь боль прорастает доверие 8

Надтреснутый звук, дисгармония 7
Драгоценные редкие встречи 3
Сквозь боль прорастает доверие 8
Каштаны на старой площади 1

Пантум