Десять отличий устного слова от письменного

Задумывались ли вы о том, в чем, собственно, разница между устным и письменным словом? Почему в какой-то момент мы предпочитаем сказать, а в другой момент — написать? В чем преимущества и ограничения устного и письменного слова?

Можно выделить десять основных различий между ними:

  1. Различное существование во времени. Устное слово исчезает в момент произнесения, письменное сохраняется. Процессы мышления и переживания, связанные с порождением письменного слова, идут медленнее, чем те, которые связаны с порождением устного слова; это различие скорости делает «письменное мышление и переживание» качественно иным.
  2. Различное существование в пространстве. Устное слово существует в пространстве слышимости, в центре которого находится говорящий, и при этом само является не объектом, а воздействующей силой. Письменное слово – вещь в пространстве, и оно может путешествовать в пространстве независимо от того, кто его написал.
  3. Различная степень «охвата». Устное слово достигает тех, кто находится в пределах его слышимости, а их всегда конечное число. Письменное слово способно достичь потенциально бесконечного числа людей.
  4. Необходимость со-присутствия источника слова и его адресата. Устное слово говорится живым человеком другому живому человеку, находящемуся здесь и сейчас рядом. Письменное слово формулируется пишущим, как правило, в одиночестве, и адресуется известному или генерализованному читателю, в данный момент не находящемуся рядом.
  5. Влияние контекста. На то, какое именно устное слово будет сказано и как именно, влияет окружающий контекст, в частности, другие люди, непосредственно не включенные в разговор, но способные его слышать. Письменное слово может в этом отношении быть более приватным (адресованным для прочтения только кому-то конкретному) или более публичным.
  6. Селективность. Тот, кто произносит устное слово, может в большей или меньшей степени контролировать, кто непосредственно услышит то, что он собирается говорить; подобный контроль гораздо менее доступен тому, кто запечатлевает слово письменно и так или иначе публикует его.
  7. Ориентация на жанр. В современном мире люди гораздо лучше осознают различие жанров письменного текста и стремятся свой текст создавать в соответствии с требованиями того или иного жанра. Осознанность «жанровости» устного перформанса сейчас гораздо меньше, устная речь воспринимается как нечто менее формальное и более «потоковое». Хотя определенные жанры могут быть при желании выделены и в ней: кветч (собраться и вместе жаловаться на жизнь), исповедь, речь в защиту кого-либо, рассказывание баек и пр. Но как правило, человек, вступая в устное общение, не знает заранее, в каком жанре он будет выступать, в то время как в том, что касается письменной речи, жанровая определенность может присутствовать задолго до того, как будет написано первое слово.
  8. Публичность/приватность – письменное слово может очень сильно варьировать по этому параметру, публичность/приватность одного и того же текста может меняться.
  9. Локальность/нелокальность. Расширенный охват читательской аудитории и публичность/приватность ведет к тому, что письменное слово очень эффективно (особенно в эпоху масс-медиа и Интернета) может использоваться для формирования сообществ и поиска «своих». Если мы ограничены только устным словом, то мы живем преимущественно в рамках своего локального сообщества, повторяя знание, чтобы оно не исчезло, и если мы чем-то отличаемся от своих соплеменников, мы можем только верить, что где-то в мире есть люди, подобные нам. Но когда у нас появляется возможность писать и публиковать нечто, это значит, что есть шанс, что это может прочесть кто-то, кто сможет это так или иначе понять. Естественно, каждый читатель «вчитывает» свое, но все же есть надежда, что где-то есть кто-то, кто сможет увидеть и понять именно то и именно так, что автор хотел сообщить. (Для автобиографической прозы это имеет особое значение.)
  10. Письменная речь позволяет запечатлеть гораздо большую потенциальную многомерность через один канал восприятия последовательно, а устная речь позволяет реализовать селективно актуальную многомерность, симультанно через несколько каналов восприятия. Текст становится отражающей поверхностью для переживаний человека, и получается увидеть их (и себя) с разных сторон.

 

Как вам кажется, как именно эти различия можно учитывать, используя письменные практики для самопомощи или для помощи другим людям? Если вам вспоминается в связи с этим какая-то история и вы можете ее рассказать — расскажите, пожалуйста.

Десять отличий устного слова от письменного