Письменные практики и развитие личности: мудрость, ч.1

9858414654_75b4ccfa25_z

Специалисты в области позитивной психологии выделяют 24 основных сильных стороны личности. В ближайшие две недели я хочу предложить вам несколько письменных практик, которые могут помочь уделить внимание одной из них — мудрости. Постов о мудрости будет два, этот — первый.

Мудрость — это способность понимать сложное, принимать решения в значимых ситуациях неопределенности. Она подразумевает умение видеть разные стороны ситуации и ее возможные последствия — не только для себя, но и для других. При этом мудрость как сильная сторона характера может быть оптимально развита, избыточно развита (при слабости иных важных сторон личности) и недоразвита.

В случае недоразвития мудрости мы имеем поверхностность, упрощенчество в дурном смысле слова, однобокость, поспешное принятие решений без учета сложности ситуации.

Когда мудрость переразвита, человек может оказаться изолирован, как в башне из слоновой кости, «ибо мало их, и далеки они от народа». Также бывает, что люди с очень сильно развитой мудростью — пессимисты и мизантропы, «ибо редка радость в сердцах, если разум велик». В этом случае важно развивать такие сильные стороны, как упорство, самоконтроль, доброту и надежду.

Когда мудрость развита оптимально, человек способен видеть суть сложной ситуации, ее устройство, главные факторы, делающие ее такой, какая она есть.

Как работать с этими письменными практиками?

В этом проекте эффект от работы будет мощнее и интереснее, если работать с одной темой (т.е. одной сильной стороной личности) в течение достаточно продолжительного времени — как минимум в течение двух недель. Все задания выполнять совершенно необязательно, выбирайте те, которые вызывают у вас отклик, так и просятся, чтобы вы поработали с ними. Лучше всего писать  не больше 4-5 упражнений в неделю.

Практики расположены в порядке возрастания сложности и требуемого времени. Так что если у вас не очень много времени и сил на эти практики сейчас, но вы все же хотите попробовать, начинайте с верхних пунктов в списке. И не забывайте о технике безопасности :) Выберите время и место, когда вас не побеспокоят. Пишите вначале только для себя, а после выполнения задания напишите рефлексивный отклик. И уже после этого решайте, хотите ли вы чем-то из написанного делиться, и с кем. Если будете делиться, ставьте, пожалуйста, хэштэг #письменныепрактикидляразвитияличности

12 письменных практик для исследования и развития мудрости

1. Напишите список людей и персонажей, олицетворяющих для вас мудрость.  Рядом с каждым из них напишите суть их мировоззрения (1-2 предложениями).

2. Напишите в 2-3 предложениях суть вашего собственного мировоззрения. Перечитайте. Есть ли что-то важное, что вы упустили? Допишите так же кратко. Повторяйте до тех пор, пока получившийся манифест или кредо не вызовет у вас внутреннее ощущение правильности, согласия с написанным.

3. Напишите список достаточно значимых и так или иначе касающихся вас тем и вопросов, по которым у вас нет однозначного мнения, хорошо это или плохо. Что есть в этих вопросах такого, из-за чего вы не формулируете свою позицию, не принимаете ту или иную сторону?

4. Напишите слово «мудрость» в центре страницы и нарисуйте вокруг него карту ассоциаций. С чем ассоциируется у вас мудрость?

5. Напишите «О МУДРОСТИ» в столбик, одну букву под другой, и напишите акростих, записывая свои ассоциации с этим словом так, чтобы они начинались с соответствующей буквы. Пишите быстро, не задумываясь. А потом прочтите, что получилось, и напишите рефлексивный отклик. Что в том, что написалось, наиболее важно и актуально для вас?

6. Каковы стереотипные представления о мудрости, которые разделяют окружающие вас люди? Как выглядит мудрый человек? Как он движется? Как говорит? Как одевается? Как становятся мудрыми? Каким людям проще стать мудрыми, а каким — сложнее? Как вы относитесь к этим стереотипам сейчас? А как относились раньше (в детстве, юности)? Что изменилось?

7. Если у вас есть блокнот, куда вы выписываете изречения мудрецов, используйте эти изречения в качестве «затравок» для фрирайтинга. Если у вас такого блокнота нет, но вы чувствуете, что он мог бы быть полезен, — заведите себе такой блокнот.

8. Опишите ситуацию, когда вы получили мудрый совет из совершенно неожиданного источника. Что это был за совет? Почему он был мудрым? А почему источник оказался неожиданным? Т.е. какие у вас ожидания о том, откуда могут исходить мудрые советы?

9. Представьте себе, что кто-то из тех, кто олицетворяет для вас мудрость, незримо присутствует рядом с вами и указывает вам на разные моменты вашего дня, приглашая уделить им больше внимания. Поймайте эти моменты в «ловушки смыслов» — напишите краткие зарисовки этих моментов — можно в прозе, а можно в виде вольного стиха.

10. Нарисуйте свою линию жизни и отметьте на ней поворотные моменты или периоды (8-12 штук), когда общение с теми или иными персонажами и людьми, олицетворяющими для вас мудрость, было особенно важно для вас. Что это были за моменты/периоды? С какими мудрыми фигурами вы общались тогда? Что вы вынесли для себя из каждого из этих периодов? Сформулируйте эти уроки в виде кратких тезисов.

11. Напишите неотправляемое письмо тому из ваших знакомых или родственников, кто больше всего повлиял на ваше понимание мудрости и на вашу способность мудро относиться к ситуациям и людям. Отложите на день, перечитайте. Если этот человек жив, решите, что из написанного и в каком виде вам важно было бы сообщить ему.

12. Напишите письмо от себя-сейчас себе-подростку. Расскажите ему/ей, как вы сейчас понимаете, почему его/ее жизнь тогда складывалась именно так, а не иначе. Напомните себе-подростку о самом мудром решении, которое ему/ей удалось тогда принять и за которое вы до сих пор ему/ей благодарны.

продолжение следует

 

 

Дарья Кутузова, 14.09.15

Image by Matt Brown on Flickr

https://creativecommons.org/licenses/by/2.0/

Письменные практики и развитие личности: мудрость, ч.1