Важность структурированности

Image copyright by Curt Fleenor

 

Один из самых распространенных советов, касающихся того, как начать вести дневник: «Пишите быстро, пишите честно, пишите все, что приходит в голову». Однако здесь может быть определенный риск: люди, склонные писать много, будучи оставлены один на один с неструктурированным дневником, поправляя себя, бесконечно уточняя формулировки, начинают ходить по кругу и в итоге протаптывают глубокую колею, из которой трудно выбраться.

Инструкция «писать все, что приходит в голову» знакома тем, кто пробовал вести «утренние страницы» в рамках «Пути художника» Джулии Кэмерон. Для многих они срабатывают именно так, как описывает Кэмерон: помогают, с одной стороны, слить на бумагу то, что болтается на поверхности сознания и тем самым освободить пространство сознания для новых содержаний, в итоге становящихся материалом для творчества.

Кэтлин (Кэй) Адамс, директор Института терапии письменным словом (Therapeutic Writing Institute), неоднократно слышала как от клиентов, так и от коллег-психотерапевтов, что написание «утренних страниц» по инструкции Кэмерон (три страницы всего, что приходит в голову, желательно – от руки и сразу после пробуждения) приводило к усугублению симптомов у людей, страдающих от депрессии, а также у тех, кто пытался ограничить влияние на свою жизнь посттравматического стрессового расстройства. От «утренних страниц» этим людям становилось хуже. Адамс решила исследовать распространенность использования дневников в терапии в качестве сопровождающих очную работу «домашних заданий», и уже в пилотном исследовании выяснила, что 88% респондентов (из 50) вели дневники, 64% начали вести дневник по предложению терапевта, 56% делились написанным с терапевтом. При этом оказалось, что 96% опрошенных испытывали в процессе работы с дневником страх, досаду, ощущение, что они не справляются, неуверенность, боль, стыд или скуку – и все это усугубляло их ощущение, что с ними что-то не так. Только 4% сообщили, что у них не было никаких проблем или неприятных ощущений в связи с дневником (Adams, 1993).

Подобные результаты заставили Адамс задуматься, какого рода дневниковые упражнения были предложены этим людям, и чего именно в них не хватало, чтобы работа с дневником была достаточно безопасной. Проанализировав ответы респондентов, она выяснила, что практически всем им было предложено «свободное», неструктурированное письмо, при этом не обсуждалась техника безопасности, процессы настройки на работу с дневником и завершения этой работы, оптимальный объем времени, вкладываемый в выполнение дневниковых упражнений (в зависимости от состояния пишущего и привходящих внешних обстоятельств).

Адамс предложила классифицировать упражнения по уровню структурированности (как по содержанию, так и во времени), и при освоении «дневниковой терапии» двигаться, как по ступенькам лестницы, от более структурированных техник к менее структурированным (это аналогично простраиванию системы опор в зоне ближайшего развития по Выготскому).

Максимально структурированные, конкретные, практические упражнения дают непосредственный ощутимый полезный результат. Структурированность достигается за счет ограничения пространства письма (взять маленький листочек), времени письма (поставить таймер на 5-10 минут), а также за счет наводящих вопросов, иногда – выстроенных в четкую последовательность.

По мере того, как человек поднимается по «ступенькам», упражнения становятся все более абстрактными, задействующими интуицию. Упражнения, относящиеся к нижним «ступенькам», хороши тогда, когда у человека много чувств и/или мало времени. Средние «ступеньки» хороши, чтобы получить возможность увидеть связи между отдельными мыслями, переживаниями и пр., паттерны, в которые складывается опыт. Верхние «ступеньки» помогают раскрыть творческие способности и получить совет и направление от «внутренней мудрости».

Соответственно, получается, что обычно люди начинают вести дневник с тех практик, которые Адамс считает наиболее сложными и небезопасными. Неудивительно, что при этом возникает столько негативных побочных эффектов или разочарований.

Важно отметить, что эта лестница – не описание «правильного пути развития». Каждый из нас в разные моменты времени нуждается в разных уровнях структурированности. Если вы устали, взволнованы, у вас случилось что-то ужасное – выберите наиболее структурированные упражнения. Чем более надежно и комфортно ваше состояние – тем больше исследовательского риска вы можете себе позволить.

В целом, в применении письменных упражнений в работе с другими людьми правило одно: если сомневаетесь, какое упражнение давать в настоящий момент, дайте упражнение на исследование позитивного опыта.
Чем более уязвимым чувствует себя человек, тем больше структуры в упражнениях ему нужно. Письменные практики помогают создавать порядок из хаоса, но к областям максимального хаоса нужно приближаться осторожно. Лучше дать более «щадящее» и менее «конфронтационное» задание, продвигаться небыстро, но избегать ретравматизации.

Важность структурированности