«Хорошие вопросы» как письменная практика

226228152_990e4f824d_z

Вчера и позавчера шестнадцать человек и я занимались тем, что тренировались формулировать нарративные «хорошие вопросы», о которых я писала в статье для нового журнала Армена Петросяна. Было очень насыщенно и увлекательно :)

И мне кажется, эти «хорошие вопросы» могут иметь самое непосредственное отношение к письменным практикам. Они такие интересные, что на каждый из них хочется написать ответ, и в процессе узнать о себе что-то новое.

(Вообще, в идеале, я думаю, возможен «нарративный структурированный дневник», по аналогии с «интенсивным дневником» Прогоффа, но, очевидно, основанный на немного иных принципах… И «хорошие вопросы» могут сыграть в этом «нарративном структурированном дневнике» ключевую роль.)

А ниже я хочу показать, что у нас получилось, когда участники тренировались на моей «короткой истории — затравке». Оцените, сколько и каких разных вопросов можно задать к такой коротенькой истории — за весьма ограниченное время :)


История: «Многое из того, что я сейчас делаю, сойдется в одной точке в начале марта, когда я буду делать презентацию про письменные практики на международной нарративной конференции. У меня есть ощущение, что это может открыть новую главу в моей работе, и хочется быть «на высоте»".

«Что значит для Вас открывать новую главу в работе, что в этом важно?»

«Что могло бы Вам помочь чувствовать себя на высоте, делая презентацию на конференции?»

«Какие ваши действия привели к тому, что может открыться новая глава в вашей работе?»

«Удавалось ли Вам раньше бывать «на высоте» во время презентаций на конференциях? Когда это было? Что это значило для Вас?» «Как Вы переживали это изнутри?» «Если кто-то со стороны мог заметить, что Вы «на высоте», по каким признакам он мог бы это заметить?» Как Вы тогда подготовились к этим ситуациям, чтобы быть «на высоте»?»

«Есть ли у Вас предположения, что именно нового появится в Вашей работе в результате подготовки к конференции и выступления?»

«Что Вы делаете для того, чтобы подготовиться к конференции и «быть на высоте»?»

«Не могли бы Вы описать это ощущение, по каким признакам, сигналам Вы распознаете это ощущение новой главы в работе? Возможно, Вы испытывали подобное ощущение раньше; если да, то не могли бы Вы рассказать, как это было?»

«Что позволяет Вам распознать приближение «новой главы»?»

«Вспомните, когда Вы точно находились «на высоте» — может быть, с той точки/позиции Вам было видно что-то такое, что видно только в такие моменты? Что важного Вы узнали о себе в той ситуации? Может быть, Вы узнали что-то о своей жизни, взглянув на ее течение с этой «высоты»?»

«По каким признакам Вы поймете, что у Вас получилось быть «на высоте»?»

«А какую главу своей работы Вы живете сейчас? Как бы Вы могли ее назвать? О чем она, что в ней есть? А что, как Вы предчувствуете, может быть иначе в новой главе?»

«Какой вклад Вы бы хотели внести своей презентацией в развитие сообщества нарративных практиков?» «Почему Вам это важно?»

«Почему, чтобы открылась новая глава в работе, Вам нужно быть «на высоте»?»

«Как бы Вы назвали или описали нынешнюю главу в своей истории профессионального становления? Чему важному вы научились в этот период?»

«Если в новой главе у Вас все будет получаться, как Вам хочется, как это может повлиять на профессиональное сообщество?»"

«Есть ли кто-то, кто знает о Вашем намерении выступить на конференции и поддерживает его?» — и дальше уже исследовать, как именно они это делают, и почему им это важно, что они видят в рассказчике, что побуждает их поддерживать это намерение, и т.д. и т.п.

«А раньше бывало, что у Вас в работе открывалась новая глава?… Как Вам это было? Что тогда происходило?»

«Что говорит о Вас то, что у Вас есть умение распознавать ощущения, указывающие Вам на возможность новых глав в будущем?»

«Что именно может стать для Вас возможным в результате успешного выступления на конференции?»

«Что помогло Вам в том, чтобы получить место в программе конференции с презентацией? Что этому способствовало?»

Дарья Кутузова, 11.02.13

image by Joel Cooper on Flickr

https://creativecommons.org/licenses/by-sa/2.0/

«Хорошие вопросы» как письменная практика