Первый опыт работы по методике Сондры Перл: вау! :)

Обещала написать, когда попробую письменную практику по методике Сондры Перл*, и вот, наконец, мне есть, чем поделиться.

Вау :)

Я, честно говоря, даже не ожидала, насколько мне понравится и процесс, и результат.

Что и как я делала

В один из дней на прошлой неделе меня настигло ощущение «заорганизованности» — когда есть список дел, которые надо делать, и он управляет тем, что «вместо жизни», а для жизни как таковой не остается места. Возможно, кому-то из вас знакомо такое ощущение.
В таких случаях я на все забиваю и иду искать жизнь — снаружи, если ее надо «впустить внутрь», или внутри, если ее надо «выпустить наружу». В этот раз я решила пойти внутрь.

Методика Сондры Перл требует по крайней мере сорока минут, когда вас никто не будет трогать. Для меня это не так просто организовать, и получилось, что эти сорок минут суммарно сложились из трех более коротких отрезков времени. Вполне возможно, что если бы мне удалось писать непрерывно, получилось бы еще лучше, но и так результат превзошел все мои ожидания.

Эта методика берет лучшее из свободного письма (непредсказуемость того, куда поведет письмо, и возможность удивиться и вдохновиться, создав нечто новое из ничего) и лучшее из структурированного письма — четкую последовательность наводящих вопросов. Но этим она не исчерпывается. Ее суть — в постоянной привязке, «созвоне» с квазителесными ощущениями смысла.

Поэтому вначале необходимо было посвятить несколько минут осознаванию ощущений тела и связанных с ними чувств. (Вообще, если с этого начинать любую письменную практику, то эффективность письма значительно повысится. Прогофф, например, перед каждым упражнением предлагает вернуться во внутреннюю тишину.)

Дальше начались вопросы. Два-три вопроса — и две-три минуты на письмо. Первые четыре блока вопросов  подразумевали составление списков.

«Как я сейчас себя чувствую?»
«Что может мешать мне писать?»
«О чем бы мне хотелось и моглось сейчас написать?»
«Какие еще слова, образы, звуки, сны и пр., о которых можно было бы написать, приходят мне в голову?»
«Что еще могло бы быть высказанным? Что меня влечет, томит, беспокоит, что зудит, как заноза?»

В этих списках — просто отдельные слова, в беспорядке, без расставления приоритетов.
Потом Сондра задает вопрос о том, где больше всего энергии. Какая тема больше всего заслуживает исследования сейчас?

У меня была целая страница разных тем, о которых можно было бы написать. Но когда я услышала вопрос, «где больше всего энергии», одна из тем сразу выступила на первый план.


Дальше Сондра предложила выписать все «кусочки» и «обрывки», которые мне уже известны в связи с этой темой. Тоже, без необходимости как-то их логически увязывать. Просто «слить на бумагу».

Представить себе, что тема целиком, во всей своей целостности, присутствует рядом с нами в комнате, и спросить себя: «Так, а о чем это вообще? Что интересно и важно? В чем суть и сердце этого?» Вот тут было очень интересно — сразу чувствуешь, что то, о чем пишешь, живое и обладающее своей уникальностью, своей формой, в соответствии с которой оно будет расти и функционировать.

Две-три минуты письма — и следующий вопрос:
«Это на самом деле именно так? Приближаюсь ли я к сути?» Тут надо писать до тех пор, пока не возникнет внутреннее ощущение: «ага! вот это — оно».

Дальше — вопрос о проблемах и «затыках»:
«Что в этом сложно и тяжело для меня? Во что я упираюсь?»
Здесь нужно было открыться спонтанно возникающим образам. Для меня это не самый привычный способ, но когда я настраиваюсь на него, удается сразу пройти к самому главному и сформулировать это ярко, живо, метафорично; лучше всего — в виде вопроса, чтобы потом жить с этим вопросом, не удовлетворяясь первым приходящим в голову ответом.

«Что я упустила? Что я пока еще не написала?» (одна минута на письмо)

«Куда это ведет? В чем «фишка», «мораль», «урок» этого?» (еще одна минута)

«Дает ли написанное ощущение завершенности?» (если да, то как оно переживается в теле. если нет, то о чем надо написать еще, чтобы оно возникло)

После этого Сондра предлагает перечитать написанное. Если это — черновик, то какую форму мог бы принять чистовик? Что это — рассказ, эссе, полемическая статья, автобиографическая история, отчет, пьеса, серия писем и т.д. и т.п.? Как только удается определиться с формой, нужно записать идеи, приходящие в голову по поводу того, как преобразовать черновик в чистовик, и что с этим делать дальше.

Последний пункт — рефлексивный отклик по процессу.

Что у меня получилось

Совершенно неожиданно и незапланированно :) получилось нечто, что переживается как «призывающий путь» — нечто, что связывает воедино подавляющее большинство моих проектов и интересов, придавая им дополнительный смысл. Раньше эта штука присутствовала где-то на периферии моего сознания в качестве «да, было бы интересно как-нибудь об этом подумать, но как бы оно не стало дополнительным бременем, которое надо нести». А после того, как я об этом написала, руководствуясь инструкциями Сондры Перл, оказалось, что не я буду это нести, а оно будет нести меня. О как.
Ощущения в теле после этой практики — как после хорошего сеанса массажа. Есть легкость, ушли какие-то напряжения, прибавилось жизни (чего, собственно, и хотелось). Есть ощущение, что эта штука, пока была невысказанной и неприкаянно моталась во внутреннем пространстве, попадала «в колеса» и «между шестеренками» многих других процессов; похоже, что «писательский затык» может случаться тогда, когда мы пишем о том, что считаем «нужным», и не уделяем внимания требовательному невысказанному.

Вывод мой для себя таков: буду определенным образом прислушиваться к себе, и когда что-то изнутри начнет «стучаться» и требовать: «напиши меня!» — буду снова пользоваться диском с инструкциями Сондры Перл.

* это методика, ориентированная на квази-телесное переживание смыслов и облечение их в слова. При этом инструкции записаны в виде аудиофайлов, что позволяет «распараллелить каналы». Подробнее я писала об этом здесь.

Первый опыт работы по методике Сондры Перл: вау! :)