Как организовать письменную работу с воспоминаниями

12507594_947128932034755_6137878465672251036_n

На этой неделе мы продолжаем проект «50 личных историй». Но прежде, чем мы перейдем к очередному заданию, мне бы хотелось обсудить с вами несколько методических вопросов.

Когда мы обращаемся к воспоминаниям, часто есть риск открыть какие-то закрытые шкафчики в памяти, какие-то запертые двери – и обнаружить за ними то, что мы когда-то очень тщательно туда упрятали. Конечно, с одной стороны, бывает полезно разобрать завалы – от этого становится больше пространства и легче дышать. Но бывает и так, что завалы настолько объемны, что их очень трудно разобрать в одиночку. К тому же у нас могут быть совсем другие планы — мы хотели бы потратить время не на экстренный разбор вывалившихся из прошлого завалов, а на что-то еще. Поэтому я хочу перечислить несколько рекомендаций, как можно обходиться с работой с воспоминаниями, чтобы она более-менее гармонично вписывалась в повседневную жизнь.

1. Важно организовать себе время и пространство для письма. Как минимум полчаса, когда вас никто не потревожит. Работа с воспоминаниями может всколыхнуть сильные чувства, поэтому лучше всего ставить ее на такое время, после которого вы сможете позаниматься какой-то механической работой, не требующей особой концентрации. Не рекомендуется, например, сразу после сессии работы с воспоминаниями садиться за руль. Хорошо бывает заранее продумать, какие у вас есть работающие способы успокоиться, переключиться, позаботиться о себе, сделать для себя что-то хорошее (написать список этих способов и прикрепить куда-то, куда вы непременно взглянете после окончания сессии письма).

2. Когда мы работаем с воспоминаниями с опорой на какие-то задания или наводящие вопросы, иногда в ответ на задание нас захлестывает поток воспоминаний. Они все кажутся нам ценными и нам трудно выбрать, какое именно использовать для письменной практики. Поэтому полезно бывает вести в отдельном файле или блокноте так называемый «реестр воспоминаний». То есть, когда нам вспоминается какой-то эпизод, мы записываем его в этот реестр, ставим очередной номер по порядку и кратко обозначаем для себя это воспоминание, так, чтобы впоследствии, перечитывая этот список, мы могли бы вспомнить, о чем речь. Например, «378. О том, как на мой двадцатый день рождения Коля К. разыграл похищение меня, спрятал меня в лесу на пеньке и требовал у моих друзей выкуп». В этот список мы записываем воспоминания в том порядке, в котором они приходят в голову, а не в хронологическом порядке. При этом одно и то же воспоминание может оказаться в списке несколько раз. Это к тому, что когда вы обращаетесь к списку, чтобы внести в него очередные воспоминания, не нужно перечитывать сразу весь список от начала до конца, чтобы проверить, не попало ли в него уже какое-то воспоминание раньше. Просто записываем новое воспоминание в конец списка. А уже потом мы можем специально все перечитать и обратить больше внимания на те воспоминания, которые встречаются в списке несколько раз.

3. Работая со списком воспоминаний, полезно бывает использовать выделение цветом. Например, зеленый – это однозначно хорошие воспоминания, красный – однозначно болезненные, желтый – воспоминания, которые вызывают смешанные чувства. Это выделение цветом поможет вам сориентироваться, когда вы будете выбирать из списка воспоминания для письменной работы.

Важно ориентироваться на то, какой уровень стресса вы испытываете в жизни в текущий момент. Для оценки уровня стресса удобно использовать субъективную шкалу дистресса, где 0 – абсолютный покой и гармония, а 10 – невыносимый ужас и паника. Если ваш уровень дистресса по этой шкале составляет 8 баллов и выше, лучше вообще не обращаться к письменным практикам самостоятельно, а заручиться чьей-то поддержкой или обратиться к специалисту. Или просто переждать, пока волна стресса не спадет и не станет равна 7 баллам или меньше. Чем выше ваш субъективный уровень стресса, тем важнее выбирать для письменной практики однозначно положительные воспоминания. При высоком уровне стресса также полезно, чтобы письмо было структурированным. То есть мы можем ограничить время письма, например, писать «короткими перебежками» по 5-6 минут за раз. Или ограничить пространство письма – поручить себе исписать маленький листочек и на этом остановиться. Для структурирования хорошо работают наводящие вопросы, списки, ментальные карты или, например, акростих.
Если у вас сейчас не очень высокий уровень стресса, то можно работать и с болезненными воспоминаниями, но тоже чередуя погружение в прошлое и соприкосновение с настоящим – на 2-3 минуты отложить ручку или убрать руки с клавиатуры компьютера и обратить внимание на то, как мы дышим, где у нас есть напряжение в теле.

4. Помните, что ведение записей превращается в письменные практики, когда мы пишем рефлексивный отклик. То есть, отстраняемся от написанного по завершении процесса письма и осмысляем, чем был для нас этот процесс сегодня, каким он был, куда он нас ведет.

5. И последнее соображение на сегодня. Если вы пишете от руки, хорошо бывает писать виньетки-воспоминания на отдельных листах. Можно как-то скреплять друг с другом листы, относящиеся к одной сессии работы. А хранить это все удобнее в папке на кольцах, чтобы можно было менять порядок расположения воспоминаний, тогда при перечитывании нескольких записей у нас будет получаться новое целое. Если вы печатаете, создавайте для каждого воспоминания отдельный файл или отдельную запись.

И не забывайте ставить дату — когда вы пишете. (Датирование самих воспоминаний может быть весьма приблизительным.)

Как организовать письменную работу с воспоминаниями