Дневник как инструмент жизнетворчества: взгляд Райдера Кэрролла

bujo_rus

 

 

Райдер Кэрролл в достаточно юном возрасте получил диагноз “синдром дефицита внимания”. Впрочем, как он пишет, “внимания-то как раз хватало, в дефиците была способность направлять его на то, что нужно, в нужное время”. Он стал задумываться о том, какие вспомогательные средства могут помочь ему фокусироваться и реализовывать в своих повседневных действиях свои убеждения и ценности. Так он создал систему “дневниковедения со скоростью жизни”, ставшую известной как Bullet Journaling, или BuJo.  Целью себе он ставил интенциональную, намеренную жизнь, субъектность, жизнетворчество — все это разные грани одного и того же. Поначалу он даже не думал, что его “гибрид ежедневника, планировщика, дневника и альбома для эскизов” может помочь кому-то, кроме него самого, — но после того, как он выложил в сеть несколько видео-уроков, BuJo стремительно распространился, и сейчас в мире сотни тысяч, если не миллионы “буджоистов”. Многие видят в нем всего лишь еще одну систему повышения продуктивности, но для самого Кэрролла это нечто большее.
.
Многие идеи Кэрролла применимы не только к BuJo в узком смысле этого слова, но и к любой форме дневниковедения.
.
«Вы уникальны, никогда не было и не будет второго такого, как вы, и ваша жизнь может заделать какую-то дыру в расползающейся ткани бытия. Но сама уникальность ничего не значит, если вы лишаете себя шанса сделать в мире что-то осмысленное. Сделайте видимым то, что без вас, возможно, никогда не было бы увидено. Сделайте первый шаг; вы и ваша жизнь стоите того, чтобы ради них рисковать. Иногда самое сложное — понять, какой шаг сделать первым. Самый простой вариант в любом случае — начать с того, чтобы выписать из головы на бумагу разные мысли“.
.
БУМАЖНЫЙ ДНЕВНИК КАК АНАЛОГОВОЕ УБЕЖИЩЕ
.
Чума цифрового века, — пишет Кэрролл, — это отсутствие осознанности. У нас столько возможностей оставаться “на связи” с чем-то или друг с другом, что мы стремительно теряем связь с собой. Все больше времени мы проводим перед светящимися экранами, посылающими нам самые разные уведомления. Все меньше времени у нас для того, чтобы просто остановиться и подумать. Технологии проникают во все закутки нашей жизни. BuJo — это аналоговое убежище от бесконечных отвлечений цифровых технологий; в нем удается сосредоточиться и определить для себя, что же действительно важно. Это роскошь свидания с собой. Время, которое мы проводим с блокнотом — это время выйти из потока сливающихся друг с другом в неразличимый вихрь обрывков информации, “догнать самих себя”, обрести ясность, и, находясь в этой ясности, изучать собственную жизнь.
.
Когда мы пишем от руки, наш мозг возвращается к присутствию в настоящем моменте в большей степени, чем при любом другом способе запечатления идей. Сложные микродвижения, связанные с письмом от руки, вовлекают и стимулируют наш мозг больше, чем печатание: одновременно подключаются разные разделы мозга, и то, с чем мы работаем, откладывается на более глубоком уровне и дольше задерживается в памяти (если печатать что-то в приложениях, информация забывается быстрее). Именно из-за того, что пишем мы медленнее, чем печатаем, с точки зрения когнитивной переработки информации письмо от руки оказывается эффективнее. “В мире копипаста, где скорость считается большим достижением, мы часто путаем удобство с эффективностью. Но настоящая эффективность — не про быстроту, а про то, чтобы уделять больше внимания тому, что действительно важно”.
.
ПИСЬМЕННЫЕ ПРАКТИКИ КАК РАСХЛАМЛЕНИЕ МОЗГА
.
Ведение записей — это своего рода “расхламление мозга”; мы достаем из него все идеи, как одежду из шкафа, раскладываем там, где видно, и принимаем решение, что положить обратно, а от чего избавиться. Мы проводим “умственную инвентаризацию”, чтобы понять, что занимает наш фокус внимания, к чему нас тянет, к чему мы возвращаемся.
.
В BuJo могут быть встроены не только списки с точками-“буллитами”, но и то, что Кэрролл называет “длинными формами” дневниковедения (любые дневниковые упражнения, включающие в себя экспрессивное и рефлексивное письмо; Кэрролл упоминает метод Пеннебейкера и использование дневников в когнитивно-поведенческой терапии, автобиографические виньетки).
.
Внимательность, намерение и продуктивность сплавляются в практику ведения записей, которая одновременно является гибкой, доброй и практичной. В этой методологии мы учимся ставить цели, разбивать их на подъемные и ограниченные по времени спринты, выделять более мелкие задачи. Главный итоговый результат — понимать, каково самое главное действие, которое мы должны совершить прямо сейчас.
.
ИНТЕНЦИОНАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ
.
Главное в BuJo — то, что он помогает нам культивировать, взращивать лучшее ощущение себя, лучший контакт с собой. То, что мы берем паузу, чтобы записать какие-то простые маленькие моменты жизни, — это гораздо больше, чем просто самоорганизация. Эта практика помогает настроиться на себя, на то, что нам дорого в жизни. Основной вопрос в основе методологии BuJo — как жить более намеренной жизнью? Намерение, интенциональность, активная жизненная позиция, авторство жизни, субъектность, жизнетворчество — все это очень сходные понятия; возможно, тождественные. Интенциональность — это способность ума направлять себя на то, что важно и дорого, и совершать действие для реализации значимой цели.
.
Противоположность интенциональности — жизнь на автопилоте. Важен проактивный подход к жизни, когда мы намеренно ищем и прокладываем путь, а не просто ведем себя реактивно — только латая дыры и лихорадочно пытаясь ответить на поток входящих. BuJo помогает запечатлевать прошлое, упорядочивать настоящее и придавать будущему такую форму, чтобы в него поместилось то, что действительно важно. Когда мы фиксируем события и принятые решения, мы можем видеть, что сработало, а что — нет, и на основе этого выбирать, каким будет следующий шаг. Интенциональная, намеренная жизнь — это не всегда счастливая жизнь, не всегда легкая жизнь, это не значит, что нам всегда удается делать все правильно и наилучшим образом; это такая жизнь, в которой наши действия согласованы с нашими ценностями и убеждениями. Жить интенциональной жизнью — значит, быть автором такой собственной жизненной истории, в которой вы можете себя уважать и законно гордиться собой. Каждая задача, каждый пункт плана — это переживание и опыт, ожидающие своего воплощения. Каждая задача — проход в потенциально возможное будущее. Поэтому каждая задача в списке дел должна бороться за свое право быть там.
.
ИНСТРУМЕНТ, РАЗВИВАЮЩИЙСЯ ПАРАЛЛЕЛЬНО С НАМИ
.
Когда мы пользуемся приложениями-аппами, разработанными кем-то еще (сколь бы удобными они ни были, что тоже редкость — они либо функционально перегружены и их приходится долго осваивать, либо настолько специализированы, что могут делать очень немногое из того, что нам нужно), мы, так или иначе, вынуждены втискивать свой внутренний процесс в чужие рамки. А наш внутренний процесс не только уникален для нас, он еще и меняется со временем. В этом смысле блокнот с пустыми, не расчерченными заранее страницами — это максимально отзывчивый к нашим нуждам инструмент, в лучшем случае мы с ним развиваемся параллельно и влияем друг на друга. В случае BuJo правильнее даже говорить, что это не отдельный инструмент, а “ящичек с инструментами”.
.
Важно попробовать создать для себя индивидуальную, заточенную лично под вас, интегрированную систему саморефлексии и самоорганизации, а не пытаться собрать себе франкенштейнова монстра из элементов разных аппов-приложений, разбросанных бумажек и клейких листочков. BuJo — это инструмент, который создается в диалоге между общими инструкциями и вами с вашей конкретной жизнью.
.
ПЕРЕКРЕСТНОЕ ОПЫЛЕНИЕ ИДЕЙ
.
Большая польза от ведения одного блокнота для всего (вместо нескольких блокнотов для разного) в том, что идеи могут начать перекрестно опыляться, и со временем, листая дневник туда-сюда, чтобы обращаться к разным его разделам, можно увидеть разные неожиданные паттерны и сочетания событий, решений, состояний и т.п. В этом BuJo похож на интенсивный дневник Прогоффа — в том тоже много разделов, и много осмысления и интеграции происходит в ходе листания дневника туда-сюда.
.
ВЫЙТИ ИЗ ПОТОКА СОБЫТИЙ, ЧТОБЫ ПРИНЯТЬ ЛУЧШИЕ РЕШЕНИЯ
.
BuJo помогает нам лучше осознавать, во что мы вкладываем самые драгоценные, ограниченные жизненные ресурсы — наше время и нашу энергию. Каждое наше решение — это решение, во что их вкладывать. В течение дня мы можем качественно принять только конечное число решений; чем больше решений нам приходится принимать в течение дня, тем больше утомляется наша “принималка решений”, и тем хуже становятся решения, которые мы принимаем. Поэтому важно по максимуму избавиться от необходимости принимать малозначимые решения. Когда мы сильно устаем от постоянной необходимости принимать решения, мы избегаем принимать решения по действительно важным вопросам, откладываем их в долгий ящик, где они успевают обрасти последствиями и становятся все страшнее и все тяжелее.
.
 
Чтобы освободиться от “усталости от принятия решений”, нужно, в первую очередь, выйти из потока событий, подняться над ним, посмотреть на него со стороны. Именно поэтому полезно записывать: попытки удержать в фокусе внимания сложные умственные конструкции чем-то напоминают попытки поймать несколько рыбин сразу голыми руками. Когда мы записываем мысли, мы экстернализуем их, выносим вовне, превращаем во внешний объект, с которым можем иметь дело. Они уже не ускользают от нас, мы можем к ним возвращаться, анализировать их, рассматривать с разных сторон и дальше работать с ними. Фиксируя и осмысляя свою жизнь, мы создаем “библиотеку себя” — важный ресурс, к которому мы можем обращаться в дальнейшем. Мы можем занять позицию исследователей собственной жизни, учиться не только на ошибках, но и на успехах.
.
«В жизни очень легко поддаться искушению почувствовать себя загнанным в угол обстоятельствами. Налоги, плата за квартиру, уход за больным родственником — все это драконы, с которыми нам приходится иметь дело в повседневной жизни. Мы можем пытаться спрятаться, пытаться вопить и роптать на судьбу, изображать мученика, предаваться жалости к себе, ожидать, что небеса разверзнутся и кто-то чудесным образом вызволит и спасет нас, — или мы можем взять оружие в руки. Насколько бы ни была в реальности сложна проблема, есть вероятность, что в своей голове мы еще накручиваем и преувеличиваем ее сложность. Она может выглядеть всепоглощающей и заставлять нас чувствовать себя бессильными и беспомощными. Это ощущение всегда ложно. Неважно, насколько сложна проблема, она никогда не подчиняет нас себе на 100%. Она не может лишить нас права выбирать, как реагировать, нашей способности совершать действия. Даже маленькое действие может привести к изменению обстоятельств. Первым действием может быть — взять паузу и внимательно посмотреть на ситуацию, чтобы понять, из чего она состоит».
.
ПРАКТИКА “СОЗВОНА С СОБОЙ”
.
Дело не в одной только продуктивности, но также и в осознанности, знании себя. BuJo не нацелен на то, чтобы помочь нам быстрее бегать в беличьем колесе. Развивать осознанность может быть просто — достаточно обращать внимание на то, что нас “зажигает”, что вызывает у нас резонанс и интерес; и, что не менее важно, обращать внимание и обозначать для себя то, что не вызывает у нас резонанса и интереса. BuJo — это наш способ “созваниваться с собой”, становиться, день за днем, свидетелем собственной разворачивающейся истории. С каждой новой страницей может улучшаться наша способность различать, что значимо, а что — нет.
.
Рефлексия — это теплица для ростков интенциональности. “Время на подумать” дарит нам защищенное пространство внутреннего мира, чтобы мы могли вернуть себе возможность занимать свою точку зрения и видеть вещи в перспективе. Время для рефлексии — это время для “созвона с собой”, для того, чтобы понять, как мы, где мы и что мы делаем. Оно помогает разобраться, пытаемся ли мы найти решения для того, что действительно важно, или увязаем во второстепенной суете. Это не время для самобичевания за прошлые недочеты, но время для того, чтобы превратить богатый опыт проживаемой жизни в удобрение для желаемого будущего. Рефлексия помогает понять, что питает вас, чтобы вы могли принять лучшие решения, высаживая саженцы будущего.
.
При ведении BuJo мы учимся вести записи со скоростью жизни. Дневник может помочь нам помнить о том, чтобы задавать себе правильные вопросы, чтобы мы не потерялись в суете ежедневных хлопот. BuJo помогает нам помнить и осознавать, почему и зачем мы делаем то, что мы делаем. В нарративной терапии мы говорим, что в поступках человек руководствуется интенциональными категориями идентичности — намерениями, ценностями, смыслами, принципами, добровольно взятыми на себя обязательствами. А про BuJo Райдер Кэрролл говорит, что это — мост, переход между ценностями и намерениями — и повседневной чувственной тканью жизненной реальности. Важно не только отрефлексировать свои ценности, но и понять, как именно они могут воплотиться в жизни. Если наша жизнь в чем-то не устраивает нас, фиксируя события и рефлексируя, мы можем поменять свою историю, перевести ее с привычных рельсов на тот путь, который радует нас больше.
.
Дневник как инструмент жизнетворчества: взгляд Райдера Кэрролла
Метки: