Писать истории о себе, чтобы докопаться до истины, или?..

3773745225_da5882f73d_z
Когда мы работаем с историями в рамках нарративного подхода (это то мировоззрение, которого я придерживаюсь), мы не стремимся «отыскать истину» о том, «как все было на самом деле». Мы знаем, что сколько позиций, столько и взглядов.

Представьте себе, что вы обходите вокруг стола, на котором в беспорядке свалены книги, бумага, чайные чашки и т.п. и т.д. С каждой конкретной точки вы будете видеть разную картину, и нельзя сказать, что какая-то из них истинна, а остальные ложны. Эти критерии неприменимы, применимы какие-то другие критерии. Например, прагматический, эстетический, критерий убедительности и пр.. Если я обхожу вокруг стола, пытаясь найти на нем счет за телефон, какие-то ракурсы будут мне гораздо полезнее для решения этой задачи, чем другие. Если я хочу нарисовать натюрморт, я буду искать наиболее эстетически интересный ракурс, с учетом света и пр. Если я хочу использовать фотографию этого стола для того, чтобы доказать, что кто-то — неряха, я буду выискивать доказательства этого, а если я хочу использовать фотографию этого стола для того, чтобы продемонстрировать, что кто-то — трудолюбивый и талантливый человек, я буду смотреть на другое и по-другому.

Это возвращает нас к представлению о человеке. Если мы верим, что у человека есть «внутреннее ядро», и счастье и гармония состоят в том, чтобы жить в соответствии с этим «ядром», выражать его вовне в отношении к миру и людям и в поступках, то мы будем развивать истории о том, какие события помогают нащупать это «ядро». Мы будем исследовать, какие «наслоения» и «искажения» мешают нам быть в контакте со своим «ядром». Довольно часто в обыденной коммуникации это и называется «поисками себя».

Но мы можем верить и во что-то иное.


Например, в то, что от момента к моменту мы меняемся и становимся другими, взаимодействуя с другими людьми. Мы можем верить, что все, что есть в нашем внутреннем мире, когда-то было во внешнем — во взаимодействии. Тем самым мы можем выбирать, какими мы хотим стать, и организовывать свою жизнь так, чтобы становиться именно такими. У этого есть определенные ограничения, связанные с нашей телесностью, но при желании и они могут быть так или иначе преодолены.

Для того, чтобы работа с историями могла помогать человеку менять свою жизнь в желаемом направлении и становиться таким, каким он хочет стать, необходима драматическая вовлеченность. То есть, человек читает или слышит историю о себе, и она вызывает у него резонанс, отклик, он отождествляется с собой-героем и готов сделать следующий шаг в рамках этой истории. В качестве примера напомню об одном из ключевых моментов в «Отверженных» Гюго: когда главный герой решает, явиться ли ему на суд и заявить ли, что судить должны его, а не невинного бедолагу, очень похожего на него внешне. У полицейского инспектора Жавера есть история о рецидивисте, который на Тулонской каторге проходил под номером 24601, силаче и звере без намеков на понимание последствий собственных поступков. У горожан есть история о мэре, добропорядочном господине Мадлене, и главный герой ее всячески поддерживает, потому что эта история дает ему возможность действовать и получать признание. И только у Жана Вальжана есть история о том, как монсеньор Бьенвеню купил у него его душу и отдал ее Богу, чтобы Жан Вальжан стал хорошим человеком. Вспомнив эту историю живо и красочно, заново пережив ее, Вальжан делает следующий шаг в соответствии с историей о себе как о хорошем человеке — едет в Аррас, где происходит суд, и сдается властям, чтобы отпустили невиновного.

Чтобы возникла драматическая вовлеченность, нужно насыщенное описание — такое описание, чтобы человек узнал в герое себя, испытал резонанс с собой-героем, отождествился с ним и заново пережил прошлые эпизоды. Соответственно, это должно быть такое описание, в котором есть «чувственная ткань восприятия», переживания и мысли героя, его желания, страхи, фрустрации и пр. — и внешнее окружение. И неоднозначность, амбивалентность — потому что она всегда так или иначе присутствует, пока мы живы.

Дарья Кутузова, 04.10.12

image by Adam Jones on Flickr,https://www.flickr.com/photos/adam_jones/3773745225/

https://creativecommons.org/licenses/by-sa/2.0/legalcode

Писать истории о себе, чтобы докопаться до истины, или?..