В результате я стал лучше, чем мог бы быть

15713223772_e234c1a9b5_z

 

Сегодня 2 февраля, Всемирный день распространения информации о ревматоидных заболеваниях (известных часто под не совсем адекватным названием «ревматоидный артрит» — эти заболевания гораздо системнее, чем воспаление суставов). Ревматоидные заболевания относятся к хроническим воспалительным, аутоиммунным, прогрессирующим, на данном этапе развития медицины неизлечимым.

В честь такого дела я хочу предложить сегодня одно письменное задание — модификацию методики Дж. Пеннебейкера, которая, по данным исследований, хорошо работает для людей, живущих с ревматоидными заболеваниями. Если у вас нет ревматоидных заболеваний — я вас поздравляю и очень за вас рада. Вы тоже можете извлечь пользу из этого упражнения, подставив вместо «ревматоидных заболеваний» какое-то другое очень неприятное событие, которое с вами случилось, или тяжелые жизненные обстоятельства, в которых вы продолжаете жить.

 

Суть упражнения в том, чтобы три или четыре раза писать, каждый раз по 15 минут, о том, как в результате того, что в вашей жизни есть ревматоидное заболевание, вы стали лучше, чем могли бы быть без него. Эти три или четыре раза могут быть в один день, а могут быть в разные дни в течение недели. Если вы выбираете писать в один день, делайте перерывы между сессиями письма (не меньше, чем 10 минут). 

Текст инструкции в данном случае — это моя модификация стандартной инструкции по «поиску пользы» (benefit-finding writing).

 

Как организовать письмо, чтобы извлечь из него максимальную пользу:

- Учитывайте технику безопасности (время и пространство, чтобы вас не побеспокоили, когда вы пишете; защита права на тайну частной жизни; субъективный уровень дистресса менее 7 баллов по 10-балльной шкале).

- Пишите или печатайте, как вам удобнее.

- Перед началом письма сделайте несколько глубоких вдохов.

- После каждой сессии письма по заданиям пишите рефлексивный отклик (каково вам было писать, что происходило в вашем теле во время письма, что вы выносите для себя из этой сессии письма).

- Полезно бывает после окончания сессии письма выпить хотя бы полстакана воды.

 

Первая сессия письма

В течение 15-20 минут составьте список (или пишите сплошным текстом), чему вы научились, какие у вас появились способности, умения, знания, какие сильные стороны вашей личности развились в результате того, что вы живете с ревматоидным заболеванием. Может быть, это умения, связанные с тем, чтобы выдерживать боль и действовать, несмотря на боль. Может быть, это эмпатия, чувствительность к чужому страданию, забота о других. Может быть, это стоицизм, или сочувствие себе, или упорство, или все это, вместе взятое, или что-то еще. Может быть, вы освоили уйму знаний по медицине, психологии, менеджменту, проведению переговоров и пр. Может быть, это что-то, что вызывает у вас гордость (даже такую, какой вы, возможно, стесняетесь, потому что не позволяете себе думать и говорить, что в чем-то вы особенный человек и лучше других).  Давайте в течение 15 минут посмотрим на болезнь как на учителя, который явился незваным, и от уроков которого невозможно увильнуть. Однако можно сыграть теми картами, которые вам выпали, красивую партию.

Вторая сессия письма

В этот раз пишите 15-20 минут о том, как вы учились тому, чему научились. Эта сессия письма может быть самой напряженной и тяжелой, потому что я попрошу вас обратиться к воспоминаниям о сложных и тяжелых моментах. Что вы чувствовали тогда, когда пришли к осознанию, что в этой ситуации нужно учиться, развиваться, меняться? Кто поддерживал — и что поддерживало — вас в те моменты? Может быть, это была вера в Бога и в осмысленность жизни — даже такой, надежда на лучшее, чувство юмора, способность наслаждаться прекрасным, поддержка других людей — соратников по диагнозу, врачей, близких (и дальних) друзей и родственников?

Третья сессия письма

В этот раз пишите 15-20 минут о том, как то, чему вы научились в тяжелые периоды жизни, потом помогало вам и/или другим людям. Подумайте о том, какие слабые стороны ваших родителей вы не смогли унаследовать из-за того, что столкнулись с болезнью, и от каких вредных привычек мышления, действия, общения вам пришлось избавиться. Какие ограничивавшие вас убеждения вы оставили в прошлом? Каких рисков вы избежали? В каком отношении вы стали по-человечески лучше, чем могли бы стать, если бы вам не пришлось жить с болезнью? Как то, чему вы научились, может помочь вам в решении ваших текущих задач и проблем?

Четвертая сессия письма (необязательная)

В этой сессии письма мы пересматриваем все то, что написали в предыдущих сессиях. Что все это значит для вас? Если бы вы читали книгу о таком человеке, как вы, как бы вы относились к себе-герою? К чему эта книга подталкивала бы вас, на что вдохновляла бы? Что бы вы хотели в нее добавить, дописать?

 

Если попробуете выполнить это упражнение, мне очень интересно узнать, что у вас получилось.

 

Дарья Кутузова, 02.02.2018

 

image by tom bullock on Flickr,https://www.flickr.com/photos/tombullock/15713223772/, https://creativecommons.org/licenses/by/2.0/legalcode

.

 

В результате я стал лучше, чем мог бы быть