Драматическая структура истории (из цикла «Подготовка к серьезному разговору»)

7876315300_662f451c49_z

Еще один прием, оказывающийся полезным при подготовке к серьезным разговорам – это вписывание этого события (разговора) в сюжетную линию истории, чтобы увидеть основной тематический конфликт, и проецирование этой истории в будущее.

При разработке этого приема я опиралась на идеи Тристины Райнер о драматической структуре истории. Райнер выделяет в сюжете девять основных структурных элементов: 1) инициирующий инцидент; 2) проблема; 3) желание героя; 4) взаимодействие с противником; 5) промежуточные поворотные моменты; 6) предваряющий инцидент; 7) кризис; 8) кульминация; 9) разрешение/осознавание.

Для того, чтобы вписать серьезный разговор как событие в сюжетную линию истории, сконструировать историю, распознать существующий в ней тематический конфликт и спроецировать историю в будущее, мы будем двигаться от конца к началу. Серьезный разговор – это кульминация некой истории. По определению Райнер, кульминация – это момент, когда что-то умирает, чтобы что-то другое могло родиться и жить. Умереть (перестать существовать) может тайна, страхи, сомнение, неясность и пр., а родиться – искренность, совместность и т.д. Что может умереть, а что – родиться в вашем серьезном разговоре? Запишите.

Кульминации предшествует период кризиса; он сопровождается своего рода «туннельным зрением» (кажется, что очень мало вариантов, и будущая кульминация привлекает все внимание), ощущением, что «надо что-то делать, и срочно» и что «нет выхода». Человека в кризисе как будто несет стремнина между отвесными берегами. Но это состояние не было вечным. Оно в какой-то момент началось – после какого-то события. Событие, ввергнувшее человека в состояние кризиса, и есть предваряющий инцидент. Что произошло, после чего вы почувствовали, что серьезный разговор неизбежен?

В кульминации сталкиваются желание героя и обстоятельства, включающие в себя желание противника (под противником мы здесь понимаем не «врага», а любого субъекта, чье желание отличается от желания героя; при этом это может быть «другая часть личности» героя, которая хочет чего-то еще, другой человек или какие-то более широкие социальные силы). Желание героя не всегда было таким (по интенсивности и направлению), каким оно стало к моменту кульминации. Оно развивалось, меняя направление и силу, – и к этим изменениям приводили определенные события. Именно эти события в драматической структуре истории называются «промежуточными поворотными моментами».

История, по Райнер, вообще начинается с того, что происходит что-то, делающее невозможным жизнь, какой она была раньше. Герой хочет вернуть утраченное (и не может), и стремится достичь новой гармонии.

Подумайте о том, с чего началась ваша история, которая сейчас стремительно движется к кульминации. Чего вы хотели вначале? Как и отчего менялось ваше желание?

Если бы вы могли «найти универсальное в частном» и сформулировать, о чем эта история, – как бы вы обозначили, о чем она? (Например, это может быть «история о дерзкой мечте», «история о том, чтобы вырваться из одиночества и достичь близости» и пр.)
Бывает полезно нарисовать схему истории на линии времени: какие события происходили, как менялось желание героя? Когда мы можем посмотреть на историю, которую мы проживаем, немного со стороны, это позволяет нам занять позицию сочувствующего свидетеля по отношению к герою. Мы не знаем, получится ли у него то, что он хочет; мы знаем, что он несовершенен; но мы за него болеем.

Попробуйте написать сказку согласно получившейся схеме. Найдите метафору, которая отражает ваши переживания. Может быть, это кувшин, в котором запечатали изгнанного из вас злого духа, и вы никак не можете от него избавиться, потому что злой дух так долго жил в вас, что вам как-то даже грустно выбрасывать кувшин, и любопытно, каково там духу сидится. Может быть, это особо чувствительный хвост ящерицы, на который кто-то наступил и она решила сделать следующий, когда отрастет, невидимым. Подходящий образ может придти совершенно спонтанно. Последуйте за его развитием и напишите сказку – от начала до настоящего момента.

«Разрешение/осознавание» в драматической структуре сюжета – это то, что происходит в сознании героя после кульминации, это тот урок, который он для себя выносит – и та «мораль» или «смысловой вывод» истории, который автор хочет сообщить читателям.
Если бы ваша история была книгой, которую вы листаете в магазине или в библиотеке – каков мог бы быть хороший финал, хорошая концовка? Как говорил Бильбо Бэггинс: «Книги обязаны кончаться хорошо».

Отсюда

http://www.pismennyepraktiki.ru/podgotovka-k-serioznomu-razgovoru-4-dnevnikovyh-uprazhneniya

 

image by Vicki DeLoach on Flickr

https://creativecommons.org/licenses/by-nc-nd/2.0/

Драматическая структура истории (из цикла «Подготовка к серьезному разговору»)