Еще несколько дневниковых упражнений для людей, живущих с тяжелыми заболеваниями

3662119499_37e9daf251_z

 

Карта отношений
Это упражнение помогает сориентироваться в том, к кому и за какой помощью реально может обратиться больной человек. Нужно начертить на листе три концентрических окружности. Центральная, самая маленькая — это сам человек. Дальше — «внутренний круг», в котором размещаются люди, с которыми есть отношения взаимного доверия и поддержки, включающей и возможность сказать друг другу, кто из вас где накосячил. Дальше — «внешний круг», в нем — люди, которые тоже могут вас поддержать, но дистанция между вами и ними больше, не обо всем возможно поговорить.
Разделите внутренний и внешний круги на четыре сектора: семья, коллеги, друзья, оплачиваемые помощники. Напишите, кто из тех, с кем вы общаетесь, относится к какому кругу. Это может помочь не перегрузить просьбами о помощи кого-то одного, а распределить нагрузку.
Карта сообщества
единственное упражнение в этом цикле, не опирающееся на информацию, которая у человека уже есть. Тут нужно «сделать домашнее задание», т.е. выяснить, что где находится. Речь о том, что когда человек серьезно заболевает, «локальная география» его жизни меняется, и приходится узнавать, например, у какого врача можно получить дополнительное мнение о результатах анализов, кто из массажистов и мануальщиков выезжает на дом, где покупать продукты, на которые нет аллергии, и т.п. Хорошо бы собрать эту информацию на одном листе, чтобы можно было его с легкостью копировать. Своего рода «путеводитель». Где есть группы поддержки; как развлекаются люди с моими физическими ограничениями и т.п. Составьте для себя список вопросов, релевантных для вашей ситуации, и запланируйте, находя так или иначе ответы на любой из них, сразу записывать их на ваш лист («карту сообщества»).
Таблица коммуникации
Когда человек заболевает, его эмоциональные реакции могут сильно измениться, он может стать «сам на себя не похож», и каждый раз объяснять в коммуникации, что вот это вот было и как на это реагировать, может быть неудобно или просто невозможно. Поэтому предлагается в какой-нибудь момент более-менее ровного самочувствия вспомнить и проанализировать эти непривычные эмоциональные реакции — и занести их в таблицу из четырех столбцов: (1) В какие периоды это чаще всего происходит? (2) Как меняется ваше поведение? (например, вы замыкаетесь, или начинаете огрызаться, кричите или плачете и пр.) (3) что это значит? (например, вы не хотите о чем-то говорить, вам хочется побыть в одиночестве, вы устали или вас одолевает тревога и пр.) (4) какой отклик собеседника был бы оптимальным? (например, чтобы вам налили чаю или отпустили погулять, а сами присмотрели бы за детьми, чтобы вас обняли и т.п.)
Если вы продумаете и пропишете это заранее, повысится вероятность того, что вы сможете нормально обсудить с вашими близкими людьми, какая поддержка вам нужна в сложные моменты.Пять вопросов

Выберите область жизни или дело, которое вас беспокоит, является проблемой, нуждающейся  в решении.
1. Что вы уже делали, чтобы решить проблему (неважно, сработало оно или нет)?
2. Чему вы научились? Как вы сейчас понимаете проблему и возможные пути ее решения?
3. Если принять во внимание, чему вы научились, — чем вы сейчас довольны?
4. Если принять во внимание, чему вы научились, — что вас сейчас беспокоит?
5. Перечитайте, сделайте выводы и ответьте на вопрос: какое простое действие я могу совершить, чтобы укрепить движение в сторону решения?

Дары и способности

Довольно часто, когда мы долго и тяжело болеем, депрессия становится нашим постоянным спутником, и нам трудно вспомнить, какие у нас есть сильные стороны. Постарайтесь вспомнить ситуации, когда то, что вы делали, радовало других людей, оказывалось для них важным и, возможно, полезным. Запишите в списки ниже свои умения, проявившиеся в тех ситуациях.

1. Руки, ноги, голос. Что вам нравится делать? Может быть, вы рукодельничаете, танцуете, поете, занимаетесь йогой, делаете массаж и т.п.? Вовсе не обязательно уметь это делать супер-хорошо, главное, чтобы вы сами получали удовольствие. Как правило, когда вы занимаетесь тем, что доставляет удовольствие вам, это приносит радость и другим людям.
2. Голова. Какие у вас есть любимые занятия и/или особые способности разума? Может быть, вы помните много полезностей, или хорошо знаете себя, или умеете решать проблемы, видеть целое и подмечать детали?..
3. Личная история и идентичность. Какой у вас был ценный жизненный опыт, который может оказаться полезным и другим людям? Какова ваша миссия?
4. Сердце. Каковы дары и способности вашего сердца? Кого или что вы любите? Может быть, вы добрый человек, терпеливый, внимательный, сочувствующий, умеющий слушать?
Ответив на эти вопросы, напишите, что вы осознали, что узнали и поняли о себе?

 

Необходимая для здоровья поддержка

Любой человек, живущий с хроническим тяжелым заболеванием, знает, что для того, чтобы относительно хорошее состояние сохранялось, нужно каждый день делать определенные процедуры, полезные действия. И когда чувствуешь себя относительно хорошо, то делать их не слишком сложно, можно привыкнуть. А вот в плохие дни нужна дополнительная поддержка, потому что если ее не будет, полезные действия не будут совершены, а там и до обострения недалеко. Поэтому в этом упражнении предлагается расписать как необходимую поддержку в хорошие дни, так и дополнительную — в плохие дни.

Для начала опишите, о какой проблеме со здоровьем идет речь (или о каких, если их несколько).

Дальше перечислите, что вам нужно делать каждый день, чтобы оставаться максимально здоровым, по возможности. Для каких из этих действий вам нужны дополнительные «напоминалки», что-то мотивирующее? Как окружающие люди заметят, что вы чувствуете себя хорошо? Что они могут сказать вам, если заметят, что вы не делаете необходимых для здоровья действий?

По каким признакам можно распознать, что у вас плохой день? Какая поддержка вам необходима? Что бы вы хотели, чтобы люди говорили или делали, чтобы помочь вам?

Каковы признаки надвигающегося обострения, кризиса, ухудшения здоровья? Кому важно сообщить об этом? Составьте список того, что близкие люди могут сделать, чтобы помочь вам избежать обострения? Напишите список, что нужно сделать в экстренной ситуации — такой, в которой вы не можете активно влиять на обеспечение вам необходимой помощи. Подумайте, кому нужно дать копию этого списка, и где хранить оригинал.

Теперь, когда вы написали все это, каков ваш следующий шаг?

 

Важные решения

Когда человек сталкивается с тяжелым заболеванием, ему приходится принимать много важных решений. Иногда это очень сложно и ввергает человека в смятение. Поэтому хорошо продумать заранее, как выстроить взаимодействие с другими людьми по поводу этих решений.
Поверните лист горизонтально и расчертите его на четыре колонки. В первой напишите список решений, которые вам необходимо будет принять. Во второй колонке, напротив пунктов первой, напишите, кто должен будет быть вовлечен в принятие этих решений. В третьей колонке напишите, кто должен будет принять окончательное решение по каждому из упомянутых поводов. В четвертой колонке напишите, какие шаги должны предпринять вы и другие люди, чтобы облегчить принятие этих решений (найти какую-то информацию, оформить какие-то документы и т.д. и т.п.)

 

(материал с сайта www.thinkaboutyourlife.org)

image by Marcel Oosterwijk on Flickr

https://creativecommons.org/licenses/by-sa/2.0/

Еще несколько дневниковых упражнений для людей, живущих с тяжелыми заболеваниями