Диалоги

Упражнения, основанные на диалогах с собой, другими людьми, физически не присутствующими в комнате, различными объектами и пр. достаточно распространены в разных направлениях психотерапии. В сфере работы с дневником упражнения-диалоги были подробно разработаны Айрой Прогоффом.

В книге «На дневниковом семинаре» Прогофф описывает такие виды диалогов, как «диалог с человеком», «диалог с проектом», «диалог с телом», «диалог с событием», «диалог с социальным движением» и «диалог с внутренней мудростью». Кэтлин Адамс добавила к этим видам диалогов еще «диалог с болью», «диалог с тем, что мешает писать», «диалог с работой моей мечты», «диалог с привычкой», «диалог с деньгами» и многое другое. В принципе, в диалог можно вступить с чем угодно, представив его существующим отдельно от вас и способным говорить.

Простейший способ провести диалог с чем-либо – это написать в своем дневнике:

Я: Здравствуй, Х! Мне бы хотелось поговорить с тобой сегодня. Ты хочешь со мной поговорить?
Х: Здравствуй! Я ждал (ждала, ждало) этой возможности. Давай поговорим. О чем?

Дальше вы формулируете свой вопрос или утверждение, и, записав его, обозначаете следующую реплику вашего собеседника, касаетесь ручкой бумаги и ждете «ответа». Ответ, несомненно, приходит из вашей же головы, но может оказаться достаточно неожиданным.

Однако такой подход к написанию диалога может столкнуться с разного рода препятствиями, связанными в первую очередь с непривычностью такой формы общения с разными элементами жизни. Поэтому иногда более эффективно бывает не сразу «бросаться» в диалог, а проделать определенную подготовительную работу.

Айра Прогофф предлагает использовать для подготовки к собственно диалогу следующий алгоритм:

1.    Написать фокусирующее утверждение.

В течение 5-6 минут описать, как сейчас обстоят дела в отношениях с тем человеком, событием, проектом и пр., с которым вы хотите вступить в диалог.

«Мы не общаемся уже несколько лет, но всякий раз, когда я натыкаюсь на упоминания об этом человеке, меня одолевает тревога и какие-то еще сильные чувства, которые я пока не могу распознать. Это вызывает у меня дискомфорт, я чувствую, что я «не в своем уме, а в Мэри-Эннином». Хочу разобраться, сформулировать свою позицию, чтобы, если судьба нас снова сведет, повести себя достойно».

«После пяти лет ожидания и тщательной подготовки работа моей мечты, наконец, становится реальностью. Это новый жизненный этап, и мне хотелось бы выяснить, что может меня ожидать после этого поворота».

«Последнюю неделю меня катастрофически одолевает лень. Я хочу поговорить с ней и узнать, можно ли ее как-то убедить дать мне поработать. Может быть, с ней можно сторговаться, а может быть, она хочет мне что-нибудь сообщить».
и т.д. и т.п.

2.    Написать вехи жизни тела, проекта, человека, события и пр.

О том, как писать вехи собственной жизни, написано здесь: http://interesno.co/mag/10d2f6619a31
Вехи жизни других людей, а также проектов, тела и пр. пишутся примерно так же. Единственное отличие — когда мы пишем вехи собственной жизни, мы ограничиваемся 8-12 событиями, а во всех остальных случаях такого ограничения нет.

Если у вас что-то болит или с вашим телом происходит что-то непонятное, имеет смысл написать вехи жизни тела (от первого лица).

«1. Я родилось восьмимесячным, роды продолжались больше 32 часов, но, как ни странно, асфиксии не было. 2. Я довольно быстро росло, но не особенно желало шевелиться – не садилось и не ползало, а просто валялось на спине, мечтало и разговаривало на неведомом языке. 3. Я любило плавать в бассейне, но после развода родителей и переезда стало бояться воды. 4. В восемь месяцев я перенесло краснуху». - и т.д.

Вехи жизни тела – это освоение важных умений, обнаружение предпочтений, удовольствия, болезни и травмы.

Вехи жизни проекта – это разные этапы его развития, «развилки» и смена направления. Например, вехи жизни «работы мечты» могут быть вот такими:
«1. В ХХХХ-м году я узнала о существовании этой организации. 2. В начале ХХХХ+1-го года я написала руководителям этой организации, желая приобрести некоторые их материалы, но в ответ получила все материалы (а не только те, которые просил), и бесплатно. 3. Месяц спустя я обратилась к сотрудникам этой организации за профессиональным советом, и получила в ответ длинное и очень теплое письмо, ставшее для меня источником поддержки. 4. Я шутила о том, что хочу поехать туда и посмотреть, настоящие ли они, или я все выдумываю, и вдруг обстоятельства стали складываться так, что эта шутка перестала быть шуткой, а стала вполне себе планом». – и т.д.

3.    Почувствовать динамику развития человека, проекта, явления и пр., его ритм и тон

После того, как вы написали вехи жизни того человека, объекта или явления, с которым вам хотелось бы вступить в диалог, перечитайте написанное и попробуйте почувствовать течение его развития. На что оно для вас похоже? Полезно бывает представить себе процесс развития чего бы то ни было в виде течения реки, или в виде погоды, или в виде музыкального произведения.
Почувствуйте, что течение развития привело этого человека, объект или явление в точку настоящего, и сейчас он, она или оно присутствует рядом с вами. Каково качество этого присутствия? На что оно похоже?

Посидите минуту-другую в молчании рядом с ним, а потом приступайте к диалогу.

Иногда бывает так, что диалог как бы «иссякает» на полпути, сталкивается с каким-то препятствием. В таких случаях бывает полезно перечитать уже написанное, и ниже написать рефлексивный отклик о том, каково вам было писать этот диалог, какие у вас при этом возникали чувства. Напишите, какие чувства возникали у вас при перечитывании написанного. Обычно после этого диалог некоторое время продолжается.
После того, как закончите писать, отложите написанное и не возвращайтесь к нему как минимум неделю. Обычно после написания диалогов в реальном взаимодействии с объектами, явлениями и людьми происходят важные изменения.

Диалоги