Коллективные структурированные нарративные практики

(продолжаю рассказывать об австралийской конференции)

С 2006 года в нарративной практике появилось новое направление — структурированные методики для коллективной работы. Сейчас их придумано уже с десяток ("Дерево Жизни", "Команда Жизни", "Воздушный змей", "Экспедиция", "Оркестр Жизни", "Чемоданчик", "Поезд Жизни", "Кладовая Жизни", "Ритм Жизни", явно было что-то еще, не припомню сейчас), и применяют их в самых разных контекстах. Началось все с "Дерева Жизни", которое было разработано австралийцем Дэвидом Денборо, сотрудником Далвич-центра, и зимбабвийкой Нказело Нкубе, которая организует помощь детям, осиротевшим в результате эпидемии СПИДа. "Команда Жизни" была разработана для детей, бывших солдатами в Южном Судане, и беженцев. "Воздушный змей" — для тамильской общины в Канаде. Впрочем, вскоре оказалось, что эти методики работают не только для групп и сообществ, переживающих тяжелую травму, но и для отдельных людей.

Суть этих методик, и их "нарративность", в том, что они помогают выстроить так называемую "надежную, или предпочитаемую территорию идентичности" — такое восприятие себя и отношение к себе, которое позволяет человеку почувствовать себя достаточно уверенно, чтобы мочь взглянуть на имеющиеся в его жизни проблемы и трудности, и стать готовым что-то делать с ними. В нарративном подходе считается, что главное в человеке — это его ценности, мечты, жизненные принципы и данные самому себе обещания, а также его жизненные знания и умения. И вот в ходе такого рода структурированных нарративных упражнений люди используют образ-метафору, отдельные части которой служат для них опорами при выстраивании истории о себе. Например, "Дерево Жизни" состоит из следующих элементов:

корни, уровень почвы, ствол, ветви, листья, плоды (в некоторых модификациях есть еще цветы и семена). Ствол — это умения человека. Корни — это вдохновляющий и приятный прошлый опыт, на который он может опереться. Ветви — это мечты  о будущем. Уровень почвы — это то, что человек делает в своей нынешней обыденной жизни, привычные занятия. Листья — это значимые люди. Плоды — это полученные от них дары, в первую очередь нематериальные. (Здесь я только кратко перечисляю основные части "Дерева" (точнее, первого этапа работы с ним), подробнее эта методика описана здесь: http://narrlibrus.wordpress.com/2009/01/18/tree-of-life/)

На конференции мне было любопытно услышать, в каких контекстах применяются эти структурированные нарративные упражнения. Ха, в каких только контекстах они ни применяются! В частности, в работе с семьями, где тяжело болен ребенок; в работе с супругами, испытывающими сложности в отношениях; в работе с подростками; в работе с молодыми мамами, у которых депрессия или "что-то вроде депрессии".

Последний вариант меня очень заинтересовал — во-первых, потому что рассказывала об этом моя подруга Вивиана Оливейра, чья старшая дочка на два с половиной месяца старше моего сына. Во-вторых, потому что мне самой в прошлом году было весьма интересно, что можно сделать с "послеродовой депрессией" при помощи письменных практик, и я писала об этом здесь и здесь, и еще тут есть обзор книги Элизабет Мэйнард Шейфер http://www.pismennyepraktiki.ru/pismennye-praktiki-pri-depressii-1/. У Вивианы получилась программа, рассчитанная на восемь недель встреч раз в неделю. Это была устная работа, но в ходе ее участники составляли письменно так называемый "живой, или растущий документ" (это такой специальный прием нарративной практики, о котором будет иметь смысл рассказать побольше). Восемь встреч и этот документ достаточно сильно повлияли на участниц группы, с которой работала Вивиана. Депрессия стала существенно меньше присутствовать в их жизни. Сейчас мы с Вивианой хотим описать опыт нашей работы — в то время, как она работала очно, я проводила онлайн-проект "Исследование депрессии" (не только послеродовой).

Я довольно часто использую технологию, стоящую за всеми этими конкретными структурированными нарративными методиками, чтобы разрабатывать приемы письменных практик. Иногда я использую "Дерево Жизни", чтобы помочь людям вспомнить какие-то приятные и поддерживающие воспоминания, к которым они давно не возвращались; сейчас я использую вариацию этой структуры в сообществе "16 тем".

Коллективные структурированные нарративные практики