«Чему я научилась, когда это читала?»

Image copyright by Antonio Stoper on Flickr

 

Меня, как и многих других людей нашего времени (может быть, и вас тоже) успокаивает вид печатного текста – на бумаге или на экране. Когда в жизни что-то неясно, что-то тревожит, и что с этим делать — непонятно, гораздо проще оказывается уткнуться в какой-нибудь текст, и практически неважно, какой. Френдлента; социальные сети; новостные порталы; фанфикшн; оригинальные литературные произведения различной художественной ценности… список можно продолжать. Иногда это своего рода эскапизм, бегство от действительности, привычка, дающая ощущение комфорта. И при этом – постоянный источник информационного стресса, перегрузки сведениями, которые мы не успеваем «переварить».

В ходе эксперимента на себе, о котором речь шла в предыдущем посте, я обнаружила, что довольно часто задаю себе вопрос: «Ну, и прочитала я вот это, и еще вот это и это, — и что?! Чему я научилась? Зачем я это читала? Как это связано с моими актуальными интересами?»

И я решила, что раз этот вопрос повторяется, надо сделать его из риторического – реальным, и выстроить вокруг него письменную практику.
То есть, если у меня есть время полчаса что-то читать в Интернете, я могу найти еще пять-семь минут, чтобы взять и ответить себе письменно, что мне дало это чтение, чему я научилась, что я осознала (может быть, о предмете чтения, может быть, о себе, может быть, о чем-то еще), как это связано с тем, что меня сейчас волнует и занимает. Важно ограничивать время для такого рефлексивного отклика, чтобы сразу выделялось существенное. Если что-то важное не сформулировалось сразу, оно позаботится о себе и сформулируется потом.

Пока что такого рода письменная практика дает мне больше четкости и осознанности, и это мне очень нравится – фоновой тревоги непонятно о чем и мутной усталости становится гораздо меньше. Так что если эта практика вызывает у вас отклик и вам хочется ее тоже попробовать и присоединиться к ней, — это вполне можно сделать. Выбрать для себя срок эксперимента (неделя, две недели, месяц), делать регулярные записи (в личном дневнике или в блоге – решать вам, может, вы захотите устроить флэшмоб?), а потом перечитать и исходя из этого сформулировать, куда дальше.

Вопросы и комментарии, опять же, весьма приветствуются.

«Чему я научилась, когда это читала?»