«Бусины»: найти волшебный оберег в собственных воспоминаниях

2091307335_5f6a985da9_o

 

Вместо аффирмаций

С аффирмациями я познакомилась в конце 90-х, когда жизнь моя была так невыносима, что я была готова схватиться за что угодно, лишь бы помогло. Читала всякие книги по самопомощи, в том числе и книги Луизы Хэй. Вынесла из них много хорошего, в частности, идею о том, что когда берешься за что-то совсем новое для себя, нужно отложить самокритику до после шестой пробы.

И про аффирмации я тоже у нее вычитала.

И они у меня не пошли.

Я помню, как сидела и выводила их в блокнотике, растирая по физиономии слезы от несоответствия того, что было в жизни, тому, что я писала. Чтобы «притворяться, что получается, пока не получится на самом деле», не было ресурсов. Заодно я осознала, что это противоречит важному для меня принципу честности с собой. Не люблю выдавать желаемое за действительное. Если в какой-то день я смотрю в зеркало и мне не нравится, что я там вижу, для меня не честно было бы повторять себе с улыбкой и в подробностях, как именно я прекрасна. Если у меня в кармане десять рублей, а до стипендии полторы недели, фраза «У меня много денег и я могу позволить себе любые траты» звучит, как издевательство.

Однако сама идея, что можно найти какой-то ключ к сокровищнице, фразу, которая послужит рычагом и поможет перевернуть внутреннюю (а через это – и внешнюю) ситуацию, освободить поток, — чувствовалась вполне правдивой. Что-то, что можно было бы противопоставить бегающим по кругу в голове мрачным мыслям, сомнениям, самокритике, страхам и т.п.

В те же 90-е многие мои друзья и знакомые практиковали всяческий нью-эйдж, пели мантры и симоронили. Критическое мышление и осторожность удержали меня от глубоких экспериментов в этих областях, но я «выучила эти языки», чтобы мочь продолжать общаться с друзьями, и многое «примерила на себя». Традиционные буддийские и кришнаитские мантры, христианские молитвы были для меня равно экзотическими. Я понимала, «как это может работать», но ощущения узнавания – «вот оно! Это мое!» ничто не вызывало. (Пока я не нашла практику внимательности/осознанности в 1997 году, но это совсем другая история.)

 

«Мантры-кристаллы»: упражнение продвинутого уровня в дневнике Прогоффа

Забавно бывает, когда придет в голову какая-то идея, которая чувствуется верной, но подтверждения и реализации не найдет – и спрячется где-то до лучших времен. Зато потом встречаешься с ней снова, как со старым и дорогим другом!

Этой весной я взялась читать вторую часть книги Прогоффа «В дневниковой мастерской» (раньше она издавалась отдельно и называлась «Медитация процесса»). И вот там я обнаружила то, что не могла найти восемнадцать лет назад. Инструкцию, как находить и создавать личные, персональные мантры, в которых абсолютно не будет ощущения фальши, лживости, искусственности, навязанности извне.

Прогофф называет их «мантры-кристаллы»; мне больше нравится называть их «бусины», или «обереги».

2084952892_2fc5fdddb1_o

Это работа продвинутого уровня. Участники прогоффских семинаров приходят к этому упражнению на последнем, четвертом, этапе работы, уже научившись видеть паттерны изменения своих эмоциональных состояний, создав и прожив единство и связность своей личной истории, исследовав свой уникальный словарь символов фантазий и сновидений.

Работа с «оберегами» — это обращение к своему прошлому в поисках ресурсов, поддерживающих воспоминаний. При этом это совершенно особые воспоминания. Это воспоминания о мгновениях, когда мы чувствовали соприкосновение с Чем-то Большим, чем мы сами: социальной общностью, в пределе – с человечеством как целым; с культурой; с искусством; с Божественным Присутствием.

Это моменты трансценденции, для рассказа о которых, как правило, нет места в повседневной жизни — нет языка, нет пространства, где трепетность и пафос этих переживаний были бы уместны. Не будучи рассказанными или описанными, эти переживания, несмотря на их исключительную важность, оказываются не вписанными в личную историю человека, их огромный потенциал не раскрывается в ней, не реализуется. Люди, в результате, сами не зная того, живут — или лучше сказать «существуют»? — отрезанные от полноты своего бытия и присутствия в мире. Айра Прогофф считал, что обращение к этим воспоминаниям и создание доступного в любой момент канала связи с ними, чтобы можно было впустить их энергию в настоящее, — это самая важная повседневная духовная работа любого человека, участие каждого в духовной эволюции человечества.

Еще пока  я просто читала описание упражнения в книге Прогоффа, у меня стали всплывать те самые драгоценные воспоминания о моментах трансценденции, о которых никому не расскажешь. Я попробовала составлять бусины, фразы-ключи, помогающие вернуться в то состояние и принести его в настоящее. Это было поразительно мощно и глубоко. Мне трудно было поверить, что несколько минут возвращения в воспоминание, повторения фразы ключа в ритме дыхания могут дать такое радикальное изменение качества присутствия. И переживание осмысленности  жизни. Раз – и гораздо сильнее начинаешь чувствовать себя живой. Это ли не сокровище.

 

Первая экспериментальная группа

Мне было очень любопытно узнать, будет ли это работать не только у меня – все-таки с дневником Прогоффа я так или иначе работаю больше шести лет, почва воспоминаний у меня «вспахана» и «разрыхлена». Но как это сработает для людей, которые не пробовали ничего подобного?

Поэтому я провела два пилотных исследования в закрытых группах на Фэйсбуке. Первая группа, 42 человека, получила инструкцию из книги Прогоффа практически «в чистом виде» (с учетом того, что это был не перевод, а пересказ моими словами),  с небольшим заземлением-локализацией вначале. В процессе группа разбилась на две подгруппы: те, у кого получилось (примерно ¾ группы) и те, у кого не получилось (примерно четверть группы). «Не получилось» — это значит, что либо что-то «не пустило» погрузиться во внутреннюю тишину и пригласить воспоминания (как будто сработал предохранитель), либо вместо добрых и ресурсных, трансцендентных воспоминаний пришли болезненные, травмирующие воспоминания. В таких случаях мы общались с участниками индивидуально, чтобы гарантировать возвращение в комфортное состояние, и они прекращали участие в проекте. Стало понятно, что если у человека есть травмирующие воспоминания, которые еще не исцелены, то работать с этой методикой может быть опасно (именно поэтому я не выкладываю ее здесь в открытый доступ). Недаром она у Прогоффа почти в самом конце книги, когда, по идее, все основные болезненные воспоминания уже проработаны.

Но у тех, у кого получи лось, получилось нечто потрясающее. Им удалось за пять дней (а некоторым – за 2-3 дня), работая по 20 минут в день,

- выйти из нересурсного состояния застоя и разочарования, перейти в состояние увлеченности, в котором есть интерес к жизни и дела делаются легко

- найти вдохновение, почувствовать себя на правильном пути, окрыленной

- выйти из рутины и найти в жизни моменты волшебства

- испытать внутри очень теплое чувство, до мурашек

- получить неожиданный, но очень точный и важный ответ на свой вопрос, который не решался очень долго

- открыться моментам, когда соприкасаешься с Чем-то Большим, стать восприимчивее

- войти в контакт с такой собой, какой важно быть, а не той, какой стараешься себя запинать быть, и больше доверять себе, быть смелее в важном

- получить много инсайтов, увидеть, как из прошлого идет призывающий путь через настоящее в будущее

- пережить моменты внутреннего срастания, интеграции, исцеления: «как будто потянули за много ниточек сразу», «как хорошая гомеопатия – минимальным воздействием максимальный эффект»

- встретиться со своими настоящими приоритетами и отпустить наносное, отчего сразу появилось больше энергии и начали реализовываться планы

- определить, в чем именно и какая помощь требуется, и обратиться за ней

- успокоиться внутри и настроиться на поддержку от мира

- обрести очень личный и свой, родной, абсолютно «по руке» инструмент для переключения состояний

 2282555494_f2978813bd_o

Участники подчеркивали, что эта практика, все же, совершенно не повседневная и тем более – не ежедневная. Они писали, что из всех письменных практик эта была больше всего похожа на ритуал и священнодействие. Для нее нужно особое время, особое место, особый настрой. Иногда в результате запускается цепная реакция внутренних изменений, в этом очень много чувств, поэтому нужно позаботиться о том, чтобы дать себе достаточно пространства и времени на эту трансформацию. Те, кому удалось сделать упражнение несколько раз, говорили о накопительном эффекте «бусин», о том, что они, когда их несколько, дают гораздо больше, чем по отдельности. Многие подчеркивали, что именно атмосфера и структура групповой работы, поддержка ведущего позволили им «пройти глубоко» и получить от методики тот важный и даже волшебный эффект, который удалось получить.

 

Вторая экспериментальная группа

Во второй экспериментальной группе участвовали 34 человека. Для них я модифицировала инструкцию – участникам предлагалось приглашать воспоминания из прошлого не сразу, только кратко очертив состояние дел в рассматриваемой области в настоящем, как в первой группе. Между настоящим моментом и погружением в трансовое «сумеречное» состояние я встроила элемент сознательного поиска культурных корней значимых умений (из каких книг, фильмов, историй пришли важные образцы для подражания). Именно этот шаг к трансценденции стал базовым уровнем погружения на этом этапе, а поиск «бусин» стал дополнительным, особым уровнем.

Что получилось при этом? Интенсивность переживаний у участников группы была меньше, чем у участников первой группы. Но никто не столкнулся с травмирующими переживаниями и не был вынужден прекратить эксперимент. Большинство участников нашли для себя хотя бы одну «бусину». В этой группе гораздо ярче выступила интеграция, взаимосвязь и взаимопроникновение значимых умений и образов из разных жизненных тем, преемственность жизненной истории. Лучше получилось проследить, как история развивается в прошлом, проходит через настоящее и устремляется в будущее. Укрепилась связь между любимыми вымышленными мирами книг, фильмов и игр – и миром повседневности. И снова очень значимой оказалась атмосфера и структура групповой работы, как написала одна из участниц: «бесценный опыт совместности, когда каждый самостоятельно и своё, и в то же время в одном пространстве, открыто и искренне».

Обращение к прошлому в третьей итерации «Шестнадцати тем»

Именно в таком виде мы работаем с этой методикой в третьей итерации «Шестнадцати тем». Отличие в том, что мы приходим к ней на втором месяце практически ежедневного письменного самоисследования. И заметно, насколько по-другому она срабатывает из-за этого, когда подготовлена почва. Обращаться к прошлому систематично, в течение двух недель, выбирая подходящий уровень «глубины погружения», охватить при этом все значимые сферы и области жизни – не то же самое, что прикоснуться к прошлому один раз, или даже три или пять. Совсем другой общий, накапливающийся эффект – внутренняя цепная реакция.

«Образно это видится как гора, в которой находится изобилие полезных ископаемых. Их там, внутри, искали, разрабатывали, добывали, и наступил момент, когда попали в такую точку, что гора выдала все это наверх, лавиной. Только лавина не разрушающая, а созидательная, творящая живое, красивое и хорошее»

«Такое ощущение, что движение, начавшееся в первой итерации, набирает обороты и уходит вглубь. И там начинают сдвигаться какие-то огромные тектонические пласты. Плавно, без землетрясений, но облик мира уже не будет прежним. Немного страшно и очень, очень интересно»

«Совершенно удивительно, что когда пишешь о воспоминаниях, — то есть о чем-то по определению уже известном, прожитом, — открываешь для себя что-то новое, какой-то новый взгляд, и находишь что-то актуальное, важное в нынешних ситуациях»

«Работа с бусинами перевернула понимание многих тем. Многие из них расширились, как будто снялись устаревшие рамки. Все темы стали глубже. Удивительно было обнаружить, что в воспоминаниях, которые давно жили во мне, хранился такой ценный ресурс, важный урок, другая точка зрения, неожиданный вывод»

«Мне никогда раньше не удавалось настолько полно принять себя. Признать свои способности и таланты. Я чувствую себя очень богатым человеком»

«Две недели назад я не знала, что мой источник творчества — в воспоминаниях, которые больше меня»

«Бусины — волшебные. Посмотрела на них и сразу пришло выражение «как у Христа за пазухой» — уютно, свободно, тепло, нежно, защищенно и безопасно»

«Мне было тепло, комфортно и легко. Часто чувствовала, что даже за бусинами идти не надо, углубляясь в корни получала мощный ресурс, так хотелось это сохранить, что даже рукой гладила написанные листы»

«Очень трудно было настроиться на именно позитивные воспоминания, но когда получилось, — они долго не отпускали. Совершенно невероятное поддерживающее чувство. И совершенно невероятные выходы в будущее»

«С бусинами получился интересный эффект — я смотрю на через несколько них и не узнаю, хотя при произнесении они здорово придают сил. И только через несколько мгновений становится понятно, что это вот я, такая, а не какая еще. В общем, они — с некоторым сопротивлением с моей стороны, — меняют моё представление о себе»

«От бусин — и от процесса хождения за ними, и от результата — поразительное ощущение внутренней нежности»

 

Если вы хотите попробовать поработать с воспоминаниями таким образом, присоединяйтесь к нам.

2141160645_aaa4f7ef10_o

 

 Дарья Кутузова, 25.09.15

images by Adi Birkefeld (adis_lampwork) on Flickr,

https://creativecommons.org/licenses/by-nd/2.0/legalcode

 

 

«Бусины»: найти волшебный оберег в собственных воспоминаниях