Неделя 1
1. Выявляется и описывается основная проблема
2. Обозначается предпочитаемое направление развития
3. Обозначается наличие критического/цензорского голоса, озвучивающего негативные убеждения о том, что человеку не под силу справиться с проблемой (голос критика растождествляется с голосом самого человека)
4. Прослеживается история негативных убеждений, т.е. они позиционируются как нечто, существующее не «всегда» и «вообще», а во времени и в контексте, т.е. их влияние на нас имеет начало, а следовательно, может иметь и конец
5. Начинается исследование жизненной истории человека и, если использовать термин Выготского, «социальных ситуаций его развития» (т.е. значимых других)
6. Начинается выделение людей-союзников и людей-противников проблемы
7. Начинается организация «команды поддержки» предпочитаемого направления развития
8. Предлагается выразить одно травмирующее переживание (чем это может быть полезно, можно посмотреть в тексте про письменное выражение травмирующего опыта – в этом же блоге)
9. Начинается насыщенное описание предпочитаемого направления развития за счет работы в поле возможного (описание альтернативных жизней)
10. Закладывается привычка использовать письменное слово для рефлексии и осмысления опыта «работы над собой».
Следует отметить, что на неделю специально дается избыточное количество направлений работы, чтобы можно было ориентироваться на собственное актуальное состояние и выбирать наиболее подходящие в данный момент. Одна из основных стратегий работы : «взгляни на свою жизнь в непривычном ракурсе и оцени, нравится ли тебе то, что ты видишь».
Неделя 2
1. Проводится расширительное переопределение проблемы (проблема обозначается как «ненависть к себе»)
2. Выделение референтной группы, поддерживающей жизненный проблемно-насыщенный жизненный стиль.
3. Вызов человеку отказаться от общения с представителями данной референтной группы.
4. Выделение «созависимости» или «деструктивных отношений» как союзника проблемы. Вызов человеку – предложение обратиться к специалисту для преодоления «созависимости».
5. Вводится представление о практике внимательности как условии решения проблемы и продвижения в предпочитаемом направлении.
6. Предлагается начать исследование повседневной жизни (в форме хронометража дел и занятий).
7. Уточняется представление о команде поддержки, людях-союзниках и людях-противниках проблемы («карта безопасности»)
8. Развивается насыщенное описание предпочитаемого направления жизни («список из 20 любимых занятий», «альтернативные жизни»).
9. Вызов человеку: признание уровня заботы о себе (или ее отсутствия) – за счет датирования последнего раза, когда человек занимался тем или иным любимым делом, «пирог жизни».
10. Приглашение к деятельной вовлеченности в воплощение предпочитаемого направления жизни (выбрать из списка любимых занятий два и позаниматься ими на неделе, придумать, что из «альтернативных жизней» можно перетащить в повседневную, список из 10 желаемых изменений, реализовать одно).
11. Продолжение исследования негативных убеждений.
12. Развитие привычки использовать письменное слово для рефлексии и осмысления опыта «работы над собой».
Неделя 3
1. Использование сильных эмоций в качестве указателей на значимые ценности, подвергающиеся угрозе уничтожения или поруганию; прояснение собственных ценностей.
2. Осознание собственного права определять ход и направление собственной жизни; укрепление способности это делать.
3. Выявление двух союзников проблемы – стыда и замалчивания (связанных, в свою очередь, с насилием и притеснением).
4. Различение между конструктивной и деструктивной, парализующей критикой.
5. Развитие и укрепление предпочитаемых историй (посредством перечисления явлений и эпизодов при завершении незаконченных предложений, различные «списки из 5 любимых», исследование возможных будущих, свободных от явных и тайных вредных привычек).
6. Закладывание привычки «созвона с собой» (останавливаться, делать глубокий вдох, спрашивать «как я себя чувствую»)
7. Укрепление «команды поддержки» (восстановление контакта с другом, который в вас верит)
8. Укрепление привычки использовать письменное слово для рефлексии и осмысления опыта «работы над собой».
У Кэмерон на этой неделе появляется тема про синхронистичность, очень для нее значимая, однако имеющая меньшее значение в когнитивно-поведенческой традиции. Конечно, здорово и важно верить, что мир тебя поддерживает, откликается на твои желания и поступки и всячески дает тебе понять, что ты ему нужен. Однако это трудно выразить в книге так, чтобы это не отдавало дешевым нью-эйджем.
Неделя 4
1. Освоение распознавания и дифференциации чувств.
2. Вызов человеку – честность по отношению к самому себе, противостояние собственным привычкам соответствовать чужим требованиям и ожиданиям.
3. Изменения в действии – расхламление окружающего пространства.
4. Укрепление предпочитаемых историй (списки из «5 любимых…», описание и изображение комфортной обстановки для жизни, сочинение творческой молитвы).
5. Моделирование проблемного будущего (что произойдет, если не избавиться от пагубной привычки.
6. Формирование преемственности временной перспективы, расширение предпочитаемой истории в прошлое и будущее (портреты себя в 8 и 80 лет, письма себе из этих точек)
7. Вызов – радикальный отказ от привычных рутин «бегства от свободы», конфронтация с задачей структурирования времени в изменившихся обстоятельств: воздержание от чтения. (Похожих результатов можно добиться, если выделить один в неделю «день без компьютера» или приучить себя к тому, что между пробуждением и включением компьютера (или выходом на работу) должно проходить 2-3 часа.)
8. Отслеживание прогресса (очередной «пирог жизни», сравнение с предыдущим)
9. Укрепление привычки использовать письменное слово для рефлексии и осмысления опыта «работы над собой».
На этой неделе начинает меняться соотношение письменных практик самоисследования и практик изменения в действии (последних становится больше).
Неделя 5
1. Вызов: называние тайной и пугающей мечты.
2. Исследование значимых ценностей через «отсутствующее, но подразумеваемое» («пять причин вашего недовольства Богом»).
3. Исследование предпочитаемых историй (список желаний, альбом желаний, списки из 5 желаемых приключений в возрасте 20 и 65 лет, список из 10 вещей, которые хотелось бы иметь),
4. Исследование предпочитаемых историй, идущих вразрез с социальными требованиями (списки «что бы я сделал(а), если бы это не было сумасшествием?», «Что бы я сделал(а), если бы это не было эгоистичным?», список запретных удовольствий, незаконченные предложения).
5. Выявление ограничивающих социальных требований и нормативов, исследование форм протеста необходимости «соответствовать».
6. Исследование союзников проблемы (список из 10 способов испортить/усложнить себе жизнь, любимое препятствие для движения в предпочитаемом направлении, преимущества проблемно-насыщенного жизненного стиля, описание другого человека, которого мы считаем источником проблемы).
7. Отслеживание прогресса (очередные «альтернативные жизни», сравнение с предыдущими вариациями, рефлексивный отклик о том, что удается воплотить, а что – нет).
8. Укрепление привычки использовать письменное слово для рефлексии и осмысления опыта «работы над собой».
На этой неделе письменные практики начинают сопровождаться арт-терапевтическими (нарисовать, сделать коллаж).
Неделя 6
1. Исследование предпочитаемого мира («В какого Бога вы хотели бы верить»)
2. Исследование ограничивающих убеждений, лежащих в основе мировоззрения («В какого Бога верите», незаконченные предложения, касающиеся отношения к деньгам)
3. Укрепление предпочитаемых историй (альбом желаний)
4. Исследование повседневной жизни – запись финансовых расходов (сколько и на что)
5. Практика внимательности, изменение в действии (найти 5 красивых камешков, листьев, цветов, приготовить что-то вкусное, продолжить расхламление одежды, сделать так, чтобы в доме что-то изменилось, открыться любым подаркам от мира).
6. Укрепление команды поддержки (разослать открытки пяти друзьям).
7. Укрепление привычки использовать письменное слово для рефлексии и осмысления опыта «работы над собой».
Неделя 7
1. Выявление очередных союзников основной проблемы – перфекционизма и страха неудачи.
2. Исследование предпочитаемой истории («если бы мне не нужно было делать это как можно лучше, я бы попробовал(а)»).
3. Вызов: творческий риск – попробовать что-то, чего раньше никогда не делали.
4. Исследование значимых умений через «отсутствующее, но подразумеваемое» (зависть как указатель предпочитаемого направления развития, «Карта зависти»; сожаление как желание спасти и воплотить что-то, что представляется утраченным (незаконченные предложения)).
5. Исследование повседневной жизни (незаконченные предложения о настоящем и том, что в нем есть).
6. Поддержка предпочитаемого направления развития посредством заботы о себе (аффирмации, музыка, уединение в священном месте, любимый запах, любимая одежда).
7. Использование средств выразительных искусств в качестве отражающей поверхности для внутреннего процесса (коллаж о своей жизни и интересах).
8. Укрепление привычки использовать письменное слово для рефлексии и осмысления опыта «работы над собой».
Неделя 8
1. Работа с травмирующими переживаниями и опытом утраты; признание собственной боли и уязвимости как проявление уважения к себе.
2. Выявление значимых ценностей и умений через «двойное описание» утраты и травмирующего переживания («Чем эта потеря может мне пригодиться? Куда она направляет меня?»).
3. Выявление очередного союзника основной проблемы – страха грандиозных драматических перемен.
4. Исследование предпочитаемых историй («если бы я так не боялся перемен, я бы…», альтернативное прошлое («мое идеальное детство»), «идеальный день», «запрещенные действия»).
5. Закладывание привычки систематических «малых шагов» в предпочитаемом направлении.
6. Исследование ограничивающих убеждений, сформировавшихся вследствие родительских оценок и предписаний.
7. Составление четкого плана реализации мечты – от образа реализованной цели к «малому шагу» сегодняшнего дня.
8. Поддержка предпочитаемого направления развития посредством заботы о себе.
9. Укрепление привычки использовать письменное слово для рефлексии и осмысления опыта «работы над собой».
Только на восьмой неделе начинается непосредственная работа с травмирующим прошлым опытом. Также на этой неделе мечты, идеалы и фантазии конкретизируются и превращаются в конкретный план.
Неделя 9
1. Переименование «лени» в «страх».
2. Выявление еще одного союзника основной проблемы – самосаботажа.
3. Работа с травмирующими переживаниями, связанными с опытом самосаботажа.
4. Привлечение опыта коллег в качестве ресурса.
5. Формирование драматической вовлеченности в предпочитаемую историю (насыщенное описание предпочитаемого будущего как сбывшегося настоящего).
6. Поддержка предпочитаемого направления развития посредством выбора/создания талисмана.
7. Использование письменного слова для рефлексии (вопросы для проектного дневника) и осмысления опыта «работы над собой» (перечитывание записей с начала программы и до настоящего момента, анализ).
8. Использование средств выразительных искусств в качестве отражающей поверхности для внутреннего процесса (коллаж).
9. Планирование в соответствии с предпочитаемым направлением жизни.
(становится все больше планирования и драматической вовлеченности в действия)
Неделя 10
1. Выявление зависимостей и «ресурсожорок» как союзников основной проблемы (исследование влияния «смертоносов»).
2. Выявление «любимой игрушечки» (это нечто дорогое и лелеемое, на что мы чувствуем неотъемлемое право) как препятствия на пути предпочитаемого направления развития.
3. Исследование повседневной жизни: хронометраж.
4. Выявление страха успеха как союзника основной проблемы.
5. Выявление людей и обстоятельств – союзников проблемы.
6. Установление четких границ, «предела подчинения» (не брать сверхурочную работу, не работать по выходным и т.п. и т.д., в зависимости от ситуации).
7. Поддержка предпочитаемого направления развития посредством заботы о себе.
8. Использование письменного слова для рефлексии и осмысления опыта «работы над собой» («изменилось ли что-то в том, как вы ведете утренние страницы после того, как вы перечитали уже написанные?»)
Неделя 11
1. Исследование оптимального индивидуального стиля жизни и работы.
2. Исследование фундаментальных аспектов мировоззрения.
3. Систематические действия – «малые шаги» в предпочитаемом направлении.
4. Поддержание предпочитаемого направления развития (ритуалы, документы, хвалебное письмо внутреннему художнику, список желаний).
5. Отслеживание прогресса и изменений (список перемен).
6. Планирование на среднесрочную перспективу.
7. Планирование на краткосрочную перспективу.
8. Использование письменного слова для рефлексии и осмысления опыта «работы над собой».
На этой неделе акцент ставится на поддержание, укрепление и расширение достигнутого, составление планов на «после завершения программы».
Неделя 12
1. Формулирование жизненных принципов и убеждений, сформированных в результате участия в программе.
2. Отслеживание прогресса и изменений по сравнению с началом программы. Осмысление повторяемости и/или постоянства определенных аспектов переживания жизни.
3. Поддержание предпочитаемого направления развития посредством заботы о себе и составления замыслов на будущее.
4. Подготовка к формированию поддерживающего сообщества, привлечение 1-2 человек в качестве «бадди» — поддерживающих спутников.