Восемь якорей дневниковой работы

Image by David Blaikie on Flickr https://www.flickr.com/photos/nikonvscanon/416586682

Image by David Blaikie on Flickr http://www.flickr.com/photos/nikonvscanon/416586682

Про восемь якорей дневниковой работы я прочитала в книге Кэтлин Адамс «Сильней меча» (Mightier than the Sword). Мне кажется, эта информация может быть полезной как тем, кто только задумывается о ведении дневника, так и дневниководам со стажем.Эти якоря можно назвать и «принципами», но Адамс предпочитает метафору якоря как средства, помогающего удержаться там, где хочется, чтобы не сносило течением. Она пишет, что полезнее всего знание об этих якорях будет тем, кто не знает, как начать писать; не знает, о чем писать; пишет-пишет несколько дней, потом бросает и не может вернуться к ведению дневника; не может найти времени; чувствует, что застрял; отвлекается при письме, теряет интерес; испытывает неприятные и тяжелые чувства.

1. Позволение

Первый якорь — это позволение себе не соответствовать своим собственным или чьим-то иным ожиданиям о том, как «правильно» или «нужно» писать. Можно писать неграмотно, некрасиво, грубо, нечитабельно. Можно потакать своим предпочтениям в выборе того, чем и на чем писать (или печатать, или диктовать). У позволения есть еще один этический аспект: если вы хотите прочитать кому-то фрагмент из своего дневника, спросите у человека разрешения это сделать (может, он не хочет это слышать; имеет полное право, и не принимайте отказ близко к сердцу).

2. Баланс

Когда в ведении дневника не хватает баланса, то всякий раз, когда вы беретесь вести дневник, у вас быстро теряется запал. Вы обнаруживаете, перечитывая, что все ваши записи какие-то однообразные, и нет ощущения, что вы куда-то продвигаетесь. Нет ощущения, что ваше понимание себя развивается и куда-то ведет.

«Разбалансировка» в дневнике происходит тогда, когда какие-то аспекты вашей жизни систематически получают больше внимания, а какие-то — меньше. Возможно, вы пишете о мыслях, но не пишете о теле. Пишете о проектах, но не пишете об отношениях. Пишете о внутреннем, но не пишете о его связи с внешним. Возможно, вы обращаетесь к дневнику только тогда, когда вам плохо и у вас кризис, и тогда дневник ассоциируется у вас с эмоциональным хаосом, слезами и отчаянием.

Чтобы восстановить баланс в дневнике, Кэтлин Адамс предлагает:

- Обратите внимание, какие области вашей жизни недополучают внимания — и добавить им внимания путем записей (с использованием разных дневниковых упражнений).

- Если вам скучно оттого, что вы «говорите прозой», пишите стихи, рисуйте картинки, записывайте грезы и придумывайте фантастические истории.

- Если у вас ощущение, что ваш дневник «обо всем и ни о чем», сосредоточьтесь на чем-то одном. Поставьте цель, не обязательно глобальную, напишите план действия и пишите о том, каково вам двигаться к этой цели.

- Если вы пишете только тогда, когда у вас в жизни «все ужасно», представьте, что вы — исключительно дорогой кризисный менеджер, и проанализируйте ситуацию с его точки зрения. Где вы паникуете? Где вы раздуваете из мухи слона?

- Если вы пишете только о внешних событиях, дайте выступить внутренним голосам. Ведите в дневнике диалоги с разными «частями себя».

- Радость, благодарность и юмор очень помогают восстановить баланс. Пишите, среди прочего, о том, что вас порадовало или рассмешило.

Достаточно добавить совсем чуть-чуть нового в ваш стиль ведения дневника, и это уже будет очень полезно. Совершенно не нужно так менять привычный стиль письма, чтобы совсем себя не узнавать в написанном.

3. Право на тайну частной жизни

Это о том, чтобы уважать границы, свои и чужие. Не оставляйте дневник лежащим там, где в него могут заглянуть по ошибке. Кэтлин Адамс советует оставлять пустой первую страницу в блокноте. На ней можно написать «Пожалуйста, не читайте дальше — это личное».

Если кто-то из близких людей намеренно влезает в дневник другого — это признак очень серьезных проблем в отношениях. Как правило, нарушение неприкосновенности чужого дневника становится известным, и отношения от этого портятся еще сильнее. Однако стоит помнить о том, что люди, которые сами ведут дневник, гораздо реже лезут в дневник к другим. Поэтому можно предложить родственникам тоже вести дневники, чтобы они смогли влезть в шкуру «человека с дневником» и прочувствовали необходимость уважения границ. Или можно предложить завести общий семейный дневник, в котором писать письма друг другу и обсуждать острые вопросы в более безопасном формате.

4. Честность

Очень легко писать о своих успехах в движении к цели, и так не хочется писать о провалах, о поступках, которых стыдишься. Но если не понимать, что к ним приводит, практически невозможно измениться, избавиться от дурных привычек. Поэтому очень важно отмечать моменты, когда вы «сорвались», у вас не получилось и т.п. Кэтлин Адамс приводит пример, как она бросала курить. Она обратила внимание, что не записывала случаи, когда стреляла сигаретку у коллеги на работе, или (о, ужас, ужас!) воровала «бычки» из пепельницы в курилке. Когда она стала описывать в дневнике и такие моменты, она очень быстро прекратила курить насовсем.

Так что, если вы ловите себя на ощущении «увиливания» или избегания каких-то тем и ситуаций в дневнике, перескочите на следующую строку и быстро-быстро допишите предложение: «На самом деле я хочу написать о __________» «Я осознаю, что сейчас я избегаю ____________»

5. Молчание

Молчание — не-письмо — в дневнике бывает разное и по разным причинам. Если вы не пишете в дневник оттого, что вам тяжело даже подумать об этом, письмо воспринимается как «обязаловка» — задумайтесь о том, насколько вы в жизни сейчас перегружены. Не получается ли так, что вы все время ставите во главу угла вашу ответственность перед другими — задвигая при этом в тень вашу ответственность перед самим собой? Если так, то можно посвятить ведение дневника сверке и восстановлению баланса.

Если вы не знаете, что сказать, тогда вам может помочь структурированное письмо, ответы на наводящие вопросы.

Третий вид молчания возникает тогда, когда вдруг посреди письма вы обнаруживаете, что отвлеклись, замечтались. Это значит, что под поверхностью повседневного уровня сознания у вас зреют какие-то новые содержания. Тогда, как говорится, «просто будьте с этим». И молчание завершится чем-то творческим, насыщенным и осмысленным.

6. Внимание

Если систематически уделять чему-то внимание, это «что-то» начинает меняться, развиваться. Поэтому очень полезно бывает встроить ведение дневника в свою жизнь как некую систематическую деятельность. При этом вовсе не обязательно писать по часу каждый день. Достаточно бывает 15 минут 2-3 раза в неделю. Не давайте обещаний, которые вы не сможете выполнить, трезво оцените свои ресурсы и возможности.
Якорь внимания также помогает выявить в жизни паттерны, синхронии и осмысленные совпадения.

7. Структурированность

Вопреки распространенному мнению, структурированность не блокирует творчество, а, наоборот, способствует ему, помогает аккумулировать энергию. Структурированность может быть в форме «ритуала письма» — всегда в одном и том же месте, или в одно и то же время дня, или в одинаковых блокнотах. Также структурированность может присутствовать в виде определенных дневниковых упражнений. Или в виде последовательности «погружения в глубину переживаний» и всплывания на поверхность. «Уподобьтесь дельфинам, — пишет Адамс, — ныряйте глубоко, но то и дело всплывайте, чтобы подышать».

8. Рефлексивность

Письменные практики будут работать для вас лучше всего, если вы будете время от времени возвращаться к уже написанному и осмыслять его, отвечая себе на вопросы. Например: «Что для меня здесь выступило ярче всего?» «И как мне теперь с этим?» «Что делать дальше?»

 

Восемь якорей дневниковой работы