Четыре типа тел и их вопросы к жизни

4types_of_bodies

Вся наша жизнь, непосредственно данная нам в ощущениях, это бытие телом, в теле, с телом. Сейчас телесности и втелесниванию (embodiment) уделяется все больше внимания, и постепенно нарабатывается язык, словарь, способы говорить о телесном опыте. Артур Франк внес очень существенный вклад в создание способов понимать тело и говорить о нем. Эта статья — вторая часть обзора его книги «Раненый рассказчик» (первая — здесь). Я дополнила его вопросами для письменного самоисследования, чтобы вы могли, если хотите, лучше познакомиться со своим телом и научиться говорить и писать о телесном опыте. Если вам это сейчас в тему, выберите какие-то из вопросов, ответьте на них, а потом напишите рефлексивный отклик.

 

«То, что хотел бы я высказать, высказыванию не подлежит,
ибо то, что я высказать хотел бы, оно таково,
что когда его высказать все же пытаешься, оно бежит,
а когда не пытаешься — ввек не избавишься от него».

Михаил Щербаков

 

Артур Франк выделил четыре основные телесные дилеммы, к которым постоянно возвращается в жизни любой человек.

Первая дилемма — это контроль над телом. Тело может быть надежным, на которое можно рассчитывать, а может быть ненадежным, подводящим. При этом в обществе есть определенные ожидания от того, насколько надежным должно быть тело человека определенного пола и возраста, и если тело подводит, не соответствует этим социальным ожиданиям, то человек в дополнение к неудобствам, которые создает подводящее тело, может столкнуться еще с осуждением, стигматизацией, презрением (Франк приводит в пример молодого мужчину, который после удаления злокачественной опухоли получил в качестве побочного эффекта недержание мочи).

Вопросы для самоисследования:

1. Тело и контроль. Напишите, как вы понимаете для себя эту тему.
2. Не забывая о технике безопасности, вспомните ситуации, когда ваше тело становилось менее надежным. Какие чувства и мысли у вас это вызывало? Как вы научились жить с этим или преодолели эту ненадежность тела? На что вы при этом опирались? Что вам помогало?
3. Сталкивались ли вы с тем, что какие-то особенности вашего тела или практики обращения с телом вызывают у людей насмешку, осуждение, презрение? Что из-за них у людей быстро складывается стереотипное, обобщенно-негативное представление о вас? Как вы относились к этому тогда, как вы относитесь к этому сейчас? Что вы сделали с этим своим опытом? К чему он вас подтолкнул? Где вы сейчас в отношении к этим особенностям вашего тела или практикам обращения с телом? Что для вас важно? В каком направлении вам бы хотелось двигаться? Какая поддержка вам нужна в этом?
4. Был ли у вас опыт «камин-аута», то есть рассказа о какой-то вашей особенности, которая не очевидна, не заметна невооруженным глазом, но помещает вас в маргинализованную группу, т.е. в группу тех, кого некоторые считают «менее полноценными» и, возможно, «менее достойными» людьми? Если у вас был такой опыт, почему вам важно было рассказать о вашей неочевидной особенности? Кому вы выбрали рассказать? Что из этого вышло?


Вторая дилемма — это отношение к телу (или отношения с телом). Является ли тело местом, носителем, в котором обитает невесомое, неощутимое «я», или же тело и есть «я»? Человек может быть отчужден от собственного тела, диссоциирован с ним. Тело для него — вещь, которую он определенным образом обрабатывает, чтобы она соответствовала стандартам — когда ему нужно ее где-то предъявить. А если не нужно предъявлять, то можно и забыть про нее. Или же человек может стремиться стать максимально во-площенным, проживать жизнь телом, а не только парить над действительностью в «думании о» ней и прочих фантазиях.
Люди, с детства приучившиеся быть растождествленными с телом, не понимают его сигналов. Поэтому они не могут отличить ипохондрию, необоснованное беспокойство о своем здоровье, от интуиции, опоры на подпороговый уровень сигналов тела. Они идут к врачу, чтобы «об него» откалибровать свои ощущения — и то, можно ли им доверять.

Вопросы для самоисследования:

1. Вы живете в теле или вы и есть тело? Что сдвигает вас от одного конца этого континуума к другому, и обратно?
2. В какие моменты или периоды вы доверяете сигналам тела больше, а в какие — меньше? Каким сигналам вы доверяете практически всегда, а каким — гораздо реже? Какие у вас есть внутренние правила по отношению к новым сигналам тела? Как эти правила появились в вашей жизни?
3. Бывали ли у вас в жизни случаи, когда вы правильно поняли новые, прежде незнакомые вам сигналы тела? Что помогло вам правильно их понять?
4. Бывали ли случаи, когда вы ошибались, и понимали сигналы тела неправильно? Что сыграло свою роль в этом?



Третья дилемма — это отношение человека воплощенного, человека-тела, к другим воплощенным людям, людям-телам. Человек может быть закрыт по отношению к другим, их втелесненное бытие, радость и страдания, для него как бы не существуют. А может быть открыт, и тогда человек-тело сопереживает другим людям-телам. Он существует в мире, где всегда есть боль, возбуждение, всплески энергии, усталость, старение, умирание, и со-переживает им. И его (ее) собственные телесные проживания тоже видимо, слышимо и ощущаемо присутствуют для других людей. Современная медицина поддерживает замкнутость, монадичность каждого человека. Стать открытым для других — это этический выбор и ответственность, квинтэссенция обращенности к Другому, «бытия для».

Вопросы для самоисследования (эти требуют особого внимания к технике безопасности):

1. Как вы познакомились с тем, что человеческое тело может болеть, стареть и умирать? Чему вы были свидетелем в своей семье? Как вы это переживали тогда? Как вы относитесь к этому сейчас?
2. Какой у вас был личный опыт, заставивший осознать неотменимость некоторых изменений тела, необратимость течения времени? В какой момент вы столкнулись с тем, что возможности вашего тела не безграничны?
3. Как ваш опыт общения с врачами повлиял на ваше отношение к страданию и состраданию? Что в отношении врачей и остального медперсонала к вашему страданию отличает для вас хороших врачей и медсестер/медбратьев от плохих? Были ли какие-то эпизоды, которые вы до сих пор вспоминаете с возмущением и обидой? Какие-то эпизоды, которые вы до сих пор вспоминаете с теплом?
4. Если вы бывали пациентом в больницах, в частности, в общих палатах или особых отделениях, вроде неонатологии, — что вы вынесли из этого опыта для себя? Чему он научил вас в плане восприятия чужой втелесненности и отношения к ней?



Четвертая дилемма — это желание. Чего я хочу — для своего тела, телом, через тело? В своем понимании желания Франк опирается на идеи Жака Лакана. Для того желание — это всегда расширение, экспансия, стремление к большему. Здоровое тело естественным образом полно желаний. Больное тело сжимается в комочек, забивается в угол и перестает желать. «Зачем покупать новые ботинки, если я могу не дожить до зимы?» Именно это во многом способствует унынию и депрессии, часто сопровождающим болезнь. Возникает ощущение, что у нас больше нет сил влюбляться во что-то, увлекаться чем-то. Именно таким схлопыванием бытия, уплощением его, сужением жизненных горизонтов и пугают нас болезнь и старость. Поэтому, подчеркивает Франк, этический вопрос — в том, как научиться быть влюбленным в жизнь и увлеченным ею, несмотря на болезнь и старость.

Вопросы для самоисследования:

1. Если вам знаком опыт хронической болезни или длительного выздоровления после травмы, напишите список того, чего вы желали до этого, но, заболев, перестали желать?
2. Как вы решили для себя вопрос «как снова научиться хотеть разного, когда ты уже разучился»?
3. Когда вы впервые близко столкнулись с собственной смертностью, о чем это заставило вас задуматься? Какие желания, прежде задвинутые на периферию, вышли на передний план?
4. Когда вы задумываетесь о старости или возможной болезни или травме, ограничения каких возможностей вы боитесь больше всего? Почему? Как эти возможности сейчас реализуются в вашей жизни? Как можно было бы реализовать их еще больше?


Описывая возможные варианты сочетаний решения этих дилемм, Франк выделяет четыре типа «идеальных» (т.е. никогда не существующих в реальности в чистом, изолированном виде) тел. И каждый из этих типов тел по-разному проживает болезнь и относится к ней. Давайте познакомимся с ними поближе.



Тело дисциплинированное

Для тела дисциплинированного самое главное — сохранять контроль. Болезнь ввергает его в кризис именно утратой контроля. Тело дисциплинированное реагирует на это, выстраивая максимально четкий режим. «Если следовать режиму — приема лекарств, проведения реабилитационных мероприятий, диеты, медитаций и т.п., — все снова будет хорошо», — убеждает себя тело дисциплинированное. При этом воля подчиняет себе тело, превращая его в вещь, и то, что тело переживает, становится закрыто от других людей (а они — от него). При этом в максимально «чистом» варианте типа тело дисциплинированное лишено собственных желаний (и именно этим реальные дисциплинированные тела чаще всего отличаются от идеального типа). Радости в бытии тела дисциплинированного немного. Истории, которые это тело рассказывает о себе, — это истории о режиме.

Вопросы для самоисследования:

Были ли в вашей жизни периоды, когда вы были вынуждены — или выбирали — способ жизни, похожий на описанное выше «тело дисциплинированное»? Как вы пришли к этому? Что для вас тогда было важно в жизни? Чему вы научились тогда? Что полезное взяли из этого периода с собой в дальнейшую жизнь? А что предпочли оставить в прошлом? Почему?



Тело отражающее

Это тело стремится потреблять товары и услуги, чтобы стать отражением популярных в культуре образов успешных и здоровых тел. Это тело видит себя как бы снаружи, ему в себе важна поверхность. Внутренние переживания имеют гораздо меньшее значение, они закрыты для других (и само это тело часто закрыто от внутренних переживаний других).  Важнее всего — хорошо выглядеть. Болезнь ввергает тело отражающее в кризис тем, что делает его некрасивым. Тело желает для себя красоты прямо сейчас, соответствия идеализированным образцам. Тело отражающее, в пределе, будет больше бояться выпадения волос от химиотерапии, чем того, что она может не сработать.

Вопросы для самоисследования:

  • Что для вас значит «хорошо выглядеть»? Как (от кого) вы усвоили эти представления? Насколько вам это важно? Что вы делаете обычно, чтобы привести себя в соответствие стандартам «хорошего внешнего вида»? Какие дополнительные усилия вы прилагаете, чтобы хорошо выглядеть, когда болеете?
  • С какими изменениями внешности, связанными со старением, вам труднее всего смириться?
  • Какие процедуры, связанные с «улучшением внешности», вы считаете в пределах допустимого, а какие для вас уже слишком радикальны? Почему?


Тело доминирующее

Это тело стремится управлять другими, подчинять их себе. Культурные предписания, касающиеся повседневной жизни, обозначают такое поведение как неприличное, непорядочное, поэтому о нем очень часто умалчивают. Болезнь ввергает тело доминирующее в кризис тем, что лишает его жизнь предсказуемости и способности желать. Тело доминирующее, будучи отчужденным от себя и не сочувствующим себе, срывает свой гнев и досаду на других людях. Оно открывает свои внутренние переживания другим: «если мне так плохо, то почему им хорошо? пусть и им будет плохо!»

Вопросы для самоисследования:

  • Ведете ли вы себя вразрез с вашими лучшими намерениями в отношении других людей (особенно пожилых и детей), когда вам плохо, у вас что-то болит, вы устали? Что именно вы делаете? Как вы себя чувствуете после этого? Что помогает вам успокоить собственную совесть?
  • Удавалось ли вам когда-то не сорваться, несмотря на то, что вам было сложно и тяжело? Что помогло вам действовать в согласии с вашими лучшими намерениями?


Тело коммуницирующее, тело общностное

Это тело признает и принимает ненадежность собственного бытия и бытия других. Человек-тело коммуницирующее всегда ассоциирован с телом, не отчуждает его от себя и открыт переживаниям других, распознает их страдание. При этом это тело желает, и не только для себя. В первую очередь оно желает облегчить страдания. Это тело рассказывает свою историю, чтобы в ней другие тела могли найти отзвук своих переживаний, и тем самым громче прозвучать, стать слышимыми сами.

Вопросы для самоисследования:

  • Бывали ли в вашей жизни случаи, когда свидетельствование чужой истории страдания и преодоления помогало вам понять что-то важное о себе, сформулировать что-то, для чего у вас не было языка? Что изменилось для вас от этого? Что стало возможным? Если вы рассказали об этом рассказчику той истории, что произошло в результате?
  • Бывали ли случаи, когда ваша собственная история страдания и преодоления помогла кому-то? Как вы узнали об этом? Что это значило для вас? Для чего это знание стало опорой, основой?

Дарья Кутузова, 29.09.15

Еще о телесности:
обзор Юлии Морозовой «Нарративные тела Артура Франка»
статья Александры Вильвовской «Как мы думаем о теле. Краткий обзор четырех парадигм телесности»
статья Лидии Браженко «Мой путь в ТЕЛО: от фитнеса до Фельденкрайза»

в коллаже использованы фотографии с сайта flickr.com, лицензированные для модификации и коммерческого использования

/studdenfadden/17028709939/

/93963757@N05/8551937122/

/starwarsblog/793008715/

/ntm-a_cstc-a/6963445776/

Четыре типа тел и их вопросы к жизни